ESG: от абстрактных понятий – к конкретике практики

7334
Фото: freepik.com

У Казахстана пока еще нет государственных программ специализированного регулирования в сфере устойчивого развития и единой стратегии перехода к устойчивому развитию. Но в любом случае – это вопрос недалекого будущего. Потому что если компаниям и банкам уже предъявляются со стороны государства официальные требования по той же ESG-отчетности, то и регулирующие механизмы, конечно же, будут созданы, а какие-то из них уже существует.

Так, с 1 января текущего года для банков и финансовых организаций раскрытие ESG-информации обязательно. А к концу 2025 года Агентство по регулированию и развитию финансового рынка планирует ввести для банков требования по внедрению системы оценки ESG-рисков и ESG-раскрытий.

Стать стандартной практикой

«За прошедшие семь лет в мире свыше двух с половиной триллионов долларов направлено на «зеленые» облигации. Принципы ESG за короткий период превратились в стандартную практику финансовых организаций. В этой связи МФЦ «Астана» должен стать основной площадкой в нашем регионе для привлечения «зеленого» фондирования» Напрямую поручил глава государства в своем Послании народу

Вслед за финансовыми организациями подтянутся и все остальные. Скорей всего, финансисты будут требовать от своих клиентов того же, чего требуют от них самих. Уже сейчас, выдавая кредиты, банки начинают смотреть на своих клиентов через ESG-призму. Не за горами время, когда они будут применять ESG-оценку в процессе кредитования. Некоторые крупные компании, которые уже внедрили ESG-принципы, постепенно переходят к тому, чтобы предъявлять их к поставщикам.

Василий Калабин, менеджер PwC Kazakhstan, комментируя по просьбе ДК ситуацию с экопринципами, отметил такой важный момент: решить вопрос в целом по их внедрению и такого их аспекта как экология поможет в первую решение задачи уменьшения неравенства и рост благосостояния населения.

Эксперт считает, что если посмотреть на причину сложности в координации международных организаций, правительств стран и частного бизнеса в направлении соответствия той же климатической повестке, то за всем этим стоит именно социальный вопрос.

«Для сокращения парниковых газов необходимо большое капиталовложение, чтобы внедрить новые, дорогие, более безопасные технологии. Но для большинства стран, имеющих значительное удельное население и находящихся на стадии развития, такие меры, как поднятие тарифов на электроэнергию или внедрение новых требований, несущих дополнительные затраты для людей или влияющих на удорожание конечной стоимости продукта для людей, – невозможны» Василий Калабин, менеджер PwC Kazakhstan

Тем не менее, эксперт отметил рост интереса регуляторов и бизнеса в развитых странах к социальной ответственности, в том числе к защите прав человека по всей цепочке создания стоимости. Но пока в республике нет единых требований к корпоративной социальной политике, в качестве ориентиров при ее формировании и в процессе раскрытия информации по социальному блоку

S-тренды

И международные, и отечественные эксперты сходятся во мнении, что в последние годы намечается смещение фокуса в ESG-трансформации компаний в сторону социального аспекта. Тут можно выделить два основных момента, обращающих на себя внимание в социо-практиках: первый – наличие стандартного социального пакета, второй – стимулирование здорового образа жизни. Причем в ЗОЖ-программах могут участвовать не только сотрудники компании, но и местное население, проживающее на территории присутствия предприятия.

То есть, налицо слияние двух сторон аспекта S – внутреннего и внешнего воздействия организации. Это очень распространенный пример типа социальной практики для крупных предприятий. Аналитики отмечают еще один тренд. В настоящее время в отношении социальной повестки у компаний наблюдается своего рода «конкуренция» на тему того, у кого существуют наилучшие социальные пакеты, наиболее комфортные условия труда и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что передовой бизнес Казахстана в сфере управления персоналом уже перешел с одной цивилизационной ступени на другую – с просто эксплуатации трудовых ресурсов на заботу о сотруднике и даже борьбу за него.

Примечательно, что по мере развития ESG-повестки фактор S – social опережает Е – environmental. Один из таких выводов следует и из декабрьского исследования компании PwC «ТОП-50 лучших казахстанских компаний по раскрытию ESG-информации». В нем проанализированы отчеты 96 казахстанских компаний за 2022 год. В документе отмечается, что развитие казахстанской нефинансовой отчетности в целом догоняет международные тренды, а значительное число компаний соответствует повышенным критериям оценки.

«Это говорит о том, что лидеры устойчивого развития в Казахстане следят за меняющейся повесткой и успешно работают над внедрением новшеств в свою ESG-практику в целом» Отмечается в отчете

Стратегическое виденье перспектив

Лучшие оценки ТОП-50 компаний получают за раскрытие стратегии устойчивого развития. Аналитики оценивали раскрытия по процессу определения существенных вопросов УР, развития, наличие целей, а также взаимодействие с заинтересованными сторонами и интеграцию Целей устойчивого развития ООН. И здесь компании из ТОП-50 получили 6,3 балла, а ТОП-10 – 8 баллов.

Что касается раскрытия социальных вопросов, то чаще всего она связана с темой управления персоналом, и эта информация часто раскрывается на неплохом уровне. «Некоторые сложности еще вызывает раскрытие информации по равным карьерным возможностям и защите прав человека. Экологические вопросы даются компаниям сложнее», – говорится в отчете.

Аналитики PwC также отмечают, что бизнес-структуры второй десятки заметно превышают по качеству средний уровень, и если они и не вошли в первую десятку в 2023 году, то явно готовы составить достойную конкуренцию лидерам рейтинга.

Почему так важно раскрытие ESG-информации и почему количество компаний, серьезно относящихся к этому, становится все больше? По мнению специалистов, прорабатывая стратегию в области устойчивого развития для подготовки соответствующей отчетности, компании активно способствуют собственной ESG-трансформации. Это видно по их отчетам – эксперты утверждают, что у наших компаний «стратегическое виденье в отношении вопросов устойчивого развития приобретает все большее значение».

Для многих казахстанских организаций принципы устойчивого развития не новы, и они активно внедряются в бизнес-модель. Большинство компаний –74% – в ТОП-50 показали в отчетах существенные темы устойчивого развития, которые преимущественно основаны на оценке воздействий организации на экологию, общество и экономику.

«Это значительное достижение, и можно сказать, что оценка воздействий становится общепринятой практикой» Считают в PwC

Еще одним критичным аспектом успешной ESG-трансформации является понимание интересов ключевых заинтересованных сторон организации. И в этой области отчеты казахстанских компаний также достигли значительного прогресса – 86% отчетных документов в ТОП-50 включают описание ключевых групп заинтересованных сторон, 84% – описывают процессы взаимодействия с ними. Пятая часть отчетов рейтинга дает информацию о том, что организация сделала для конкретной группы заинтересованных сторон. Уже две трети отчетов в нем содержат информацию о работе компаний над глобальными Целями устойчивого развития ООН. Наиболее популярны экономические – «Достойная работа и экономический рост». Но эксперты отмечают, что и отдельные социальные вопросы находятся «в фокусе внимания казахстанских компаний, в частности вопросы здоровья, образования и гендерного равенства». 

Казахстанские компании быстро перенимают мировые тренды и стараются интегрировать в свои отчеты лучшие международные практики. Так, вопросы защиты прав человека для отчетов об УР являются довольно новыми, но в ТОП-50 рейтинга PwC уже 66% компаний сделали заявление о том, что берут на себя данные обязательства и готовы работать в этом направлении. Компании работают также над вопросами равных карьерных возможностей и недопущения дискриминации – 40 компаний в ТОП-50 сделали такие заявления.

Как всегда, очень хорошо раскрываются вопросы охраны труда – буквально все компании в списке раскрывают свой подход по этому вопросу. 54% – информируют о своих инвестициях в сообщества, в инфраструктуру и сервисы. 

Многие социальные вопросы и вызовы, отмечается в исследовании, связаны с нарушением фундаментальных прав человека и неуважением к ним. Поэтому все чаще и стандарты отчетности, и действия регуляторов, и стратегии организаций направлены на эффективное отслеживание и управление рисками нарушения этих базовых прав. И здесь многим компаниям необходимо будет перейти от абстрактных понятий, связанных с правами человека, к пониманию конкретных условий жизни людей. 

Ожидания

Несмотря на то, что климатическая повестка лидирует, ожидания в отношении экологической, социальной и управленческой отчетности меняются. Растут ожидания по таким ключевым областям, как права человека, многообразие и инклюзивность, взаимодействие с местными сообществами, и компаниям необходимо подготовиться к этому.

Появился и новый тренд: если в течение многих лет эксперты считали существенными те вопросы, где компания оказывает наибольшее влияние на экологию, общество и экономику, то теперь они все чаще во главе угла –применение риск-ориентированного подхода. Регуляторы, инвесторы, рейтинговые агентства и сами бизнес-структуры все чаще смотрят на риски, которые могут оказать влияние на развитие компании в долгосрочной перспективе.

Аналитики PwC считают, что для многих организаций новый тренд является серьезным вызовом. 79% инвесторов отмечают, что то, как компания управляет рисками и возможностями ESG, является важным фактором при принятии ими инвестиционных решений. Если говорить конкретно о социальных рисках, то речь идет о трудовых нормах, правах человека и неравенстве.

Социальные практики

В направлении социальной активности казахстанские компании имеют прекрасные показатели и богатый опыт. Даже МСБ обязательно имеют в своей деятельности социальное направление. Идя путем ESG, компании, работающие в Казахстане, применяют, например, интерсекциональный подход, когда при найме на работу учитывается гендер, возраст, национальность, инвалидность, реализуют инициативы по улучшению физического и ментального здоровья, достижению финансового благополучия и поддержке при домашнем насилии.

Есть и многолетние примеры. Так, действуя в направлении «влияние на общество», «Казатомпром» много лет инвестирует в социально-экономическое и инфраструктурное развитие, повышение качества жизни жителей в регионах присутствия. Компания ТШО с 1993 года инвестировала около 2,7 млрд долларов в соцпроекты и программы в Атырауской области. «Шелл Казахстан» часть капитальных затрат направляет на поддержку социальной инфраструктуры, а также – в объекты общего пользования в регионах своей операционной деятельности. Компания Air Astana в направлении заботы об обществе через проведение форума «Голос клиента» старается постоянно повышать качество обслуживания, учитывая потребности пассажиров. 

Другими словами, в казахстанской бизнес-практике уже явны окрепшие ростки ESG-идей. Где-то они только пробились, где-то – уже сформировали базу. Что отчасти объясняется тем, что концепт устойчивого развития и ранее не был чужд казахстанским компаниям, особенно крупным. И в целом, считают многие эксперты, Казахстан в плане соответствия принципам ESG находится на первых позициях в Центральной Азии.

Страна на первом месте в мире и по количеству компаний, присоединившихся к акселератору – курсу лекций по ЦУР, а второе место занимают США. Хорошая стартовая позиция для масштабирования процесса в границах всей страны…

Татьяна БИРЮКОВА

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -