Что происходит на рынке займов до зарплаты

6368
Фото: DKNews

Финансисты не согласны с односторонним ужесточением регулирования сектора кредитов до зарплаты. Об этом они сообщили на пресс-конференции в Алматы. В настоящее время Парламент рассматривает новые поправки в законодательство, которые могут ограничить выдачу таких кредитов. Депутаты и Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка хотят ужесточить требования к рынку краткосрочных ссуд, полагая, что новые меры помогут решить проблему закредитованности населения. Правда, согласно данным Первого кредитного бюро, в структуре потребительских займов доля онлайн-МФО составляет всего около 1,1%.

Что происходит на рынке финтех-кредитования и какие реформы ему нужны, расскажем здесь.

Отдельная официальная статистика по онлайн-МФО регуляторами – АРРФР и Нацбанк – не публикуется. Однако, по данным Первого кредитного бюро и КазФинТех, портфель кредитов онлайн-МФО на сегодня составляет около 136 млрд тенге, а доля просрочки – приблизительно 13-15%.

Опасения

Учитывая небольшие объемы кредитования онлайн-МФО, на закредитованность населения такие займы имеют ограниченное влияние. Так, в структуре потребительских кредитов доля онлайн-МФО составляет всего около 1,1%. Это связано с регуляторными ограничениями – сумма займа ограничена 180 тысячами тенге сроком не более 45 дней.

«Аудитория онлайн-МФО в Алматы и Астане – это только 27%. Все остальное (более 70%) равномерно распределено по стране. И чаще всего клиенты этого сегмента проживают в небольших населенных пунктах. Стоит отметить, что в общем кредитном портфеле онлайн-займы до зарплаты – это всего 1%, поэтому говорить о том, что онлайн-микрокредиты виновны в закредитованности, нельзя», – говорит Анар Байболатова, руководитель Центра защиты прав потребителей онлайн-микрокредитов.

Спикер уверена, что огромное количество самозанятых людей хочет брать микрозаймы, поскольку они не могут и не знают, как легализовать свой доход. Текущие требования регулятора к банкам не учитывают людей, которые не совершают пенсионные отчисления. А это огромный пласт самозанятых, среди которых таксисты, продавцы, домохозяйки, которые готовят на заказ, сельские жители.

Этого же мнения придерживаются представители исследовательского центра TALAP. «Есть у нас с коллегами опасения, что вся риторика о закредитованности сведется к тому, что регулятор просто запретит онлайн-МФО. Хотя проблема (если посмотреть количество людей «на просрочке») системная. Посмотрите, основной кредитор в Казахстане – это банки второго уровня. Их рассрочки – половина всех потребкредитов. Количество заемщиков – это банки второго уровня, сумма займов – это банки второго уровня», – уточнил Аскар Кысыков, директор Центра прикладных исследований TALAP.

Регулирование

В настоящее время АРРФР внесло свыше 50 изменений в законодательство, направленных на усиление надзора за деятельностью онлайн-МФО. Реформы уже существенно повлияли на рынок и сократили долю онлайн-кредитов до зарплаты до 1% от общего рынка. В числе предлагаемых поправок также ограничение выдачи лишь одним микрокредитом одному заемщику, независимо от суммы. По мнению экспертов, такие ограничения конституционных прав требуют обсуждения с учетом интересов заемщиков и рынка.

«С точки зрения регулирования это один из самых молодых финансовых секторов, который стал поднадзорным финансовому регулятору (регулируется с 2020 года). Почему вообще существуют такие МФО? Потому что есть люди, которым необходима небольшая сумма денег на очень короткий срок, и это такие суммы и сроки, которые банки не предлагают. Есть объективная потребность в микрокредитах, и это подтверждается нашей десятилетней историей.
То есть за 10 лет существования нашего сектора мы наработали довольно большую клиентскую аудиторию. Нас часто сравнивают с банками второго уровня, но нет смысла применять те подходы, которые работают для банков, к МФО», – сказал председатель совета ассоциации КазФинТех Алексей Сидоров. 

Спикер добавил, что ассоциация концептуально поддерживает действия регулятора по ужесточению некоторых норм в отношения микрокредитов до 45 дней и выступит со своими предложениями: «Например, ограничение избыточной долговой нагрузки на заемщиков, т.е. когда у одного заемщика без достаточных доходов может быть одновременно много микрокредитов. Вместо нового ограничения по выдаче только одного займа одному потребителю это можно реализовать точечными изменениями в регулирование и надзорным функциями – требовать исполнения действующих норм от тех участников рынка, которые выдают много кредитов в одни руки. Кроме того, мы работаем над внедрением такого самоограничения среди членов нашей ассоциации».

Общий объем кредитного портфеля сектора МФО на конец прошлого года составил 1,2 трлн тенге. Кредитный портфель онлайн-МФО (имеются в виду все компании, которые занимаются микрокредитом до 45 дней) составляет около 140 млрд тенге. Это около 12% от всего микрофинансового рынка. По его словам, банки и МФО предлагают разные продукты. Онлайн-МФО, как правило, выдают кредиты с одноразовым платежом без графика погашения. Банки выдают кредит с графиком погашения на более длительные сроки и более крупные суммы. Главное отличие – банки используют деньги вкладчиков, в то время как МФО кредитуют собственными деньгами.

Эксперты уверены, что ужесточение регулирования сектора приведет к его исчезновению. «Проблема закрытия онлайн-МФО гораздо шире. Спрос на онлайн-кредиты равномерно распределен по стране. Он касается людей, у которых нет пенсионных отчислений, которые сами «перебиваются от зарплаты до зарплаты», и они не могут получить кредит в банке. И им не нужны большие кредиты. Сегодня их потребности покрывают онлайн-МФО. Банки эту нишу не заполняют, им не интересны такие клиенты. Все говорят, что люди могут пойти на нерегулируемый рынок, к ростовщикам или бандитам, но человеку еще нужно найти ростовщика или бандита. Скорее всего, он пойдет в «общество взаимопомощи» – секты. Вы знаете, как они работают. Всегда пожалеют, помогут с деньгами и выслушают, взамен попросят верности и оказания каких-то услуг. Так и работают секты», – считает Айдархан Кусаинов, экономист.

Ринат Мустафин, руководитель Центра финансовой реабилитации и банкротства «Фемида Көмек», уверен, что главное в регулировании – это не ужесточение и написание все новых и новых правил для рынка, а последовательное исполнение и медленное реформирование. «Ранее принятые законодательные акты защищают людей, но законы исполнялись не до конца. У меня есть опыт. В Караганде работала МФО «Эверест Финанс». Долгое время никто не замечал ее деятельности. После жалоб АРРФР была проведена проверка и отозвана лицензия. Теперь эта компания через суд взыскивает средства с бывших клиентов один к трем. Люди занимали 500 тыс. тенге, а теперь по решению судов отдают больше 1,2 миллиона. На сегодня у тысяч заемщиков взыскиваются деньги с их заработных плат и пенсий компанией, которая раньше была МФО, а теперь стала обычным ТОО, никем не регулируется и имеет большой портфель», – рассказывает Ринат Мустафин.

Мнение эксперта

Санжар КАЛДАРОВ, главный аналитик, Аналитический центр Halyk Finance:

– На наш взгляд, текущее регулирование онлайн-МФО не соответствует международной практике. Сектор онлайн-МФО – это, по сути, сектор потребительского кредитования, предоставляемый финтех-компаниями. Конкурируя с банками в потребительском кредитовании, они стимулируют появление новых бизнес-моделей, приложений, процессов и продуктов.

Тем не менее с 2020 года, согласно Закону «О микрофинансовой деятельности», они были включены в определение МФО, несмотря на тот факт, что изначально микрокредиты традиционных МФО предназначались для финансирования коммерческой (не потребительской) деятельности. Иными словами, деятельность традиционных МФО касается кредитования бизнеса, а онлайн-МФО занимаются потребительским кредитованием.

В связи с этим правильнее было бы называть их онлайн-кредиторами. Поскольку финтех-компании подобно онлайн-кредиторам оказывают значительное влияние на финансовые рынки и институты, а также на способы предоставления финансовых услуг, на наш взгляд, они должны иметь отдельную нормативно-правовую базу, как это принято в других странах.

В целом стандартной регуляторной базы в отношении онлайн-кредиторов в мире не существует, зачастую они регулируются существующими положениями для небанковских кредиторов. Иногда они могут регулироваться на основе банковской лицензии. Вследствие этого требования к онлайн-кредиторам заметно расходятся, и ответственность за надзор за этой деятельностью не обязательно лежит на финансовых органах.

Учитывая это, мы считаем, что власти должны независимо оценить плюсы и минусы каждого типа регулирования и выбрать наиболее подходящий для нашей страны. Ориентиром для этого могут служить рекомендации BIS или других международных институтов. Самое главное здесь – это то, что онлайн-кредиторы должны иметь свою собственную регуляторную среду и требования, отличные от микрофинансовых организаций. Это обеспечит им более гибкое регулирование и будет способствовать дальнейшему росту сектора.

Ирина ЛЕДОВСКИХ

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -