Талибы в посольстве, шанс на выживание- Военный разведчик об эвакуации казахстанцев из Афганистана

16198

Озвучены детали о встрече сотрудников посольства Казахстана с талибами после их входа в Кабул, а также подробности вывоза наших соотечественников из этой страны на Родину.

Представитель внешней военной разведки при Министерстве обороны РК, участвовавший в организации и координировании операции, дал развернутое интервью Зарине Ахматовой (портал Holanews.kz). Деловой Казахстан публикует наиболее интересные моменты.

Все мы знаем, что ситуация в Афганистане в августе стала резко меняться в связи с выводом американских войск и сил НАТО. На фоне этих новостей посольство Казахстана уже начало сокращать штат дипломатов. Первые сотрудники посольства улетели, когда в Кабуле было все спокойно, а вот тем, чья очередь выпала на 14 августа не повезло. Когда они ждали посадки на самолет, в аэропорту начался коллапс.

«Талибы окружали Кабул. Персонал аэропорта в панике бросил все свои рабочие места, в аэропорту были случаи мародерства, били магазинчики, витрины. Потом, как вы видели, гражданские тысячами повалили на стоянку самолетов, пытаясь покинуть страну любым способом. Тем же вечером перестала работать диспетчерская в аэропорту и вся гражданская инфраструктура, в Кабуле началась суматоха. Люди, бросая свои дома, пытались покинуть страну. Столица была окружена, и единственной возможностью покинуть страну был воздушный путь, поэтому тысячи афганцев устремились в аэропорт», – рассказывает собеседник HOLA News.

Из тюрем, из которых талибы, продвигаясь к столице, освобождали своих сторонников, выходили также и те, кто сидел за разбои, убийства и грабежи.

«В городе начались перестрелки в каких-то районах. Непонятно было, это талибы воюют с силовиками, либо уже криминальные элементы между собой или устраивают разбойные нападения. Творился полный хаос. Таким образом, наши семеро сотрудников оказались запертыми в аэропорту, они отошли в VIP-зону, и, созвонившись с посольством, остались ждать там, пока другие наши коллеги не смогли бы пробиться в аэропорт, чтобы их забрать», – рассказывает военный, – Сделать это было очень сложно. Хотя, если вы были в Кабуле, вы знаете, что наше посольство находится на расстоянии не больше 10 километров от аэропорта. При хорошем транспортном траффике в течение 20 минут можно доехать».

Талибы в Посольстве Казахстана

Зарина Ахметова пишет, что афганские военные, которые охраняли внешний периметр казахстанского посольства, бросили свой пост, как только «Талибан» вошел в город. Через некоторое время группа талибов во главе с одним из полевых командиров подошла к забору нашей дипмиссии и стала интересоваться, что это за здание и кто в нем работает. Дипломаты вместе с военным атташе вышли на переговоры. Выяснив, что это посольство, талибы рекомендовали иностранцам не выходить на улицу.

«Сказали, что в городе небезопасно, и что не могут гарантировать ничего. Рекомендовали не покидать посольство в течение примерно трех дней, пока не смогут восстановить общественный порядок», – рассказывает военный.

З.А.– Насколько я знаю, и МИД мне эту информацию подтвердил, внутренний периметр посольства охраняется нашими пограничниками?

Военный.– Все правильно. Но поскольку это прерогатива КНБ, я бы не стал детализировать. Это сотрудники пограничной службы, которые ротируются на ежегодной основе. За ними прилетает самолет с другой партией пограничников, и так они меняются. В тот же вечер после недолгих переговоров была достигнута договоренность о том, что теперь наше посольство по внешнему периметру будет находиться под охраной талибов.

Падение Кабула

Несмотря на рекомендацию новой неофициальной власти, было решено, что необходимо эвакуировать застрявших в аэропорту сотрудников и вернуть их в здание посольства. 15 августа, в воскресенье на рассвете, наши дипломаты и военные выехали в аэропорт на двух машинах. По городу уже устанавливали блок-посты «Талибана», но в Кабуле по-прежнему царил беспорядок. Туда добрались без происшествий, забрали дипломатов и выехали обратно в город. А вот на обратном пути автомобили остановили на посту талибы. Передвижение в городе было ограничено.

У талибов возникли вопросы: зачем и куда едут иностранцы, которым рекомендовали оставаться в посольстве. Но помогли контакты, установленные накануне.

«В том частном случае было как, – отвечает представитель разведки на мою просьбу рассказать подробнее о том, как был улажен инцидент. – Их остановили, кто-то из наших набрал номер того полевого командира, с которым мы контактировали накануне. Сказали, дескать, извините, у нас вопрос, мы не можем обратно проехать, не могли бы вы вашим сказать, чтобы нас пропустили. Передали трубку тем, кто стоял на посту. Те в свою очередь выяснили, что с ними разговаривает авторитетный командир, и пропустили наши машины».

План вылета

«Любой внеплановый гражданский рейс должен осуществляться в соответствии с таким документом, как флайт-план (план полета – Авт.), этот документ должен согласовываться с властями тех стран, воздушное пространство которых пересекает борт. По состоянию на 15 августа данный документ невозможно было уже согласовывать, потому что официальных властей Афганистана не было. Режим Гани пал, новое правительство еще не сформировали. Гражданский сектор аэропорта перестал функционировать. Работал только военный сектор. Это огромная база. Она находилась под патрулированием турецких военных. Все иностранцы это знали, там можно было что-то купить, и, если кто-то хотел посетить этот сектор, выходил на турецких военнослужащих, чтобы получить допуск», - сообщил военный.

«Пока шла работа посольства по сбору граждан, мы проводили работу по получению согласия на принятие нашего борта. Мы пытались выйти на ответственных лиц, которые помимо разрешения могли бы дать нам гарантии безопасности. По линии МИДа переговоры велись с разными странами, и мы тоже по своим каналам отрабатывали – Брюссель, Вашингтон, Анкара. Через наших военных представителей, в Брюсселе в НАТО, в штабе ЦЕНТКОМ ВС США (USCENTCOM) (Центральное командование США – единое командование в составе Вооружённых Сил США, отвечающее за планирование операций и управление американскими войсками в случае военных действий в регионах Среднего Востока, Восточной Африки и Центральной Азии – Авт.). Помимо этого наш военный атташе пытался прорабатывать вопрос с Турцией и представителями других стран. Удалось установить контакт с американцами, именно с ЦЕНТКОМом, но проблема была в чем: они были, мягко говоря, очень заняты своими делами. Им было безразлично до каких-то других стран, тем более до стран – не участниц НАТО».

В это время посольство Казахстана в Афганистане уже в ограниченном составе работало на пределе сил. За короткий период дипломаты собрали информацию о казахстанцах и стали собирать их по городу. За кем-то выезжали сами, чтобы транспортировать их в здание посольства, где было безопаснее. Большая часть тех, кого предстояло эвакуировать, ждала в посольстве, первыми туда старались привезти женщин и детей. Без того непростая обстановка осложнялась еще, например, разностью часовых поясов на стадии согласования деталей эвакуации. Главный штаб ЦЕНТКОМа расположен на авиабазе Макдилл (Тампа, штат Флорида) – 10 часов разницы: «Пока они спят, мы работаем, приходилось подстраиваться».

Но самым сложным в этой работе было выторговать подходящий «слот» для эвакуации. Ситуация вокруг аэропорта ухудшалась, эксперты говорили о возможных терактах.

Так и случилось 26 августа, когда смертники произвели возле аэропорта несколько взрывов, в результате которых погибло больше сотни местных и 13 военных США. Было понятно, что нужно торопиться. «Когда наш военный представитель знакомился с графиком прилета-отлета рейсов, ему так и сказали: извините, времени нет, можем дать вам дату после 20-го числа. Американцы пытались успеть до конца августа покинуть страну. Они очень плотным графиком принимали и отправляли рейсы. Но нам удалось договориться о том, чтобы они подвинули ряд своих самолетов и поставили наш самолет на прилет 18-го числа. Может, я немного похвастаю, это была такая победа в переговорах – договориться с американцами, чтобы они приняли нашу сторону и дали нам разрешение так быстро. Ну, вы сами видели, что происходило. 16-го августа самолет Нидерландов, который должен был эвакуировать своих граждан, не смог приземлиться в Кабуле и ушел на резервный аэродром. 17 августа военно-транспортный самолет Бундесвера (Вооруженные Силы Германии – Авт.) также не смог приземлиться в Афганистане и улетел в Ташкент».

Эвакуация

Утром 18 августа на аэродроме в Шымкенте военно-транспортный самолет С-295 ВВС РК готовился к полету. Его маршрут пролегал через Узбекистан и Таджикистан, с которыми полетный план был уже согласован. Далее борт должен был войти в воздушное пространство Афганистана, где реализовывался плотный воздушный траффик, контролируемый военными США, и не было никакого флайт-плана. Кроме экипажа в самолет сели военные спецназа Министерства обороны (они осуществляли охрану борта) и врач на случай, если кому-то могла понадобиться медицинская помощь. В 8:15 по времени Нур-Султана борт вылетел с аэродрома Шымкента. Как только дипкорпус Казахстана в Кабуле получил это информацию, автоколонна из посольства выдвинулась в аэропорт. По дороге она должна была соединиться с колонной кыргызского посольства, которому мы помогали эвакуировать его граждан. Оставалось на тот момент самое сложное – добраться до военного аэропорта.

«42 человека вывезти в аэропорт это было непросто. Автобусов не было, поехали на машинах, колонна получилась большая. По договоренности с «Талибаном» они наши машины должны были сопровождать до контрольно-пропускного пункта аэропорта. Талибы обеспечили нам прохождение своих блок-постов по городу».

– Это был конвой?

– Одна из машин талибов ехала в начале колонны, и кто-то из талибов сидел в одной из наших машин. Жертвы на самом деле могли быть на любом из этапов. В городе была очень тяжелая криминогенная обстановка, разбои, грабежи, стреляли на улицах. Были погибшие в давке. Откровенно говоря, там еще при правительстве Гани было небезопасно ездить по улицам. Распространен был изощренный способ подрыва дипломатов – это магнитная мина, которую любой наркоман буквально за дозу крепил к машине. Плюс в городе пробки, движение искусственно ограничено, большими лежачими полицейскими, блокпостами, там не разгонишься, всегда можно ожидать опасность, которая усиливается в такую, скажем так, эпоху перемен. Хаос, талибы еще сами ничего не контролируют. И тоже невозможно предугадать их действия, как победителей.

– У них выстроена внутренняя иерархия?

– Естественно. Любая структура, которая ведет боевые действия, строго подчиняется. Не бывает армии, которая побеждает, если там нет строгой иерархии. Мы соответственно тоже пытались влиять в нашу пользу. Пытались потихоньку выходить на людей, которые более или менее принимают решения и могли бы обеспечить нашу безопасность. Мои коллеги, все, кто связан с разведкой, постоянно подобную работу проводят с такими людьми. Нам ставят разные задачи и нам всегда нужно контактировать с любыми категориями, будь то криминальные элементы или любые другие, кого-то убеждать и так далее. Аэропорт К военному сектору аэропорта есть подъездная дорога. Афганцев, пытающихся бежать из страны, на ней было меньше, но все равно достаточно для того, чтобы необходимо было пробиваться к военной базе через толпу. Подъезд к аэропорту был завален разным техническим мусором, заграждениями и колючей проволокой, чтобы нельзя было быстро передвигаться на этих отрезках пути, даже если кто-то сумел несанкционированно туда прорваться.

«С учетом такой экстренной эвакуации американцев у них была голова забита, особенно на КПП не понимали, кто приехал, зачем приехал. В кризис они особенно строго следуют командам – им сказали охранять, они никого не пускают. Поэтому когда на место группа приехала, снова пришлось решать вопросы. Наши опять связались с ЦЕНТКОМом и попросили, чтобы американцы выделили одного человека, который смог бы приехать на КПП, открыть ворота и запустить эвакуируемых по списку. Чтобы было понятнее, это не такой КПП, где проезжаешь, документы показываешь, и ты внутри. Машины доехали до определенной точки, а потом группа в пешем порядке потихоньку продвигалась внутрь. Там сеть заграждений. Сначала первые ворота, но за ними надо идти пешком какое-то расстояние, размотана колючая проволока, еще несколько постов просто охраны. Понимаете, этот КПП, так скажем, не функционировал, сами американцы в основном эвакуировались вертолетами (по городу – Авт.), никто наземным транспортом не двигался. Наши ребята рассказывали, чуть ли не колючую проволоку пришлось отматывать, чтобы люди кое-как пролезли», – рассказывает представитель министерства обороны.

Ландшафт Афганистана не самый простой для авиации, местность гористая, в условиях плохой видимости или непогоды особенно сложна для пилотирования. Нашим пилотам пришлось сажать борт в тот момент, когда наземная аэронавигация вовсе отсутствовала, диспетчерская не работала. Садились по голосовой связи, когда военные США передавали данные с земли по радиосвязи.

«Образно говоря, самолет не получает данные от аэропорта, была только голосовая связь от американцев. Пилот ориентировался сам и по связи – это немного сложно в условиях горной местности, если бы была другая погода, он мог бы и не приземлиться. Мы поэтому и хотели в первой половине дня сесть – светло, видно полосу. Сейчас уже прилетели катарцы со своим оборудованием, настроили уже наземную навигацию, диспетчерская заработала. На тот момент садились, считай, вслепую», – говорит военный.

В 10:55 по времени Нур-Султана военно-транспортный борт ВС министерства обороны РК приземлился в Кабуле. После того как на КПП прибыл американский военный, он стал по спискам, переданным ему в ЦЕНТКОМ, сличать каждого, кто должен был сесть на борт. Всем, кто не летел, пришлось остаться за ограждением. Внутри периметра военные НАТО досмотрели людей, а также их личные вещи. В числе эвакуируемых были те самые семеро сотрудников посольства, которые не смогли улететь 14 августа.

«Они отмечали, что, несмотря на такой хаос, американцы вели себя очень вежливо, тактично, при досмотре женщин досматривали женщины, мужчин – мужчины, то есть все как полагается», – говорит представитель разведки.

На борт поднялись 25 казахстанцев (10 детей), 14 граждан Кыргызстана, в этой же группе, которой Казахстан оказал содействие, были по одному человеку с российским и литовским паспортами. Как объясняет мой собеседник, дипломаты центральноазиатских стран в Афганистане общаются между собой, с 14-го числа они обменивались информацией.

«Кыргызы тоже начали потихоньку собирать своих граждан. Но Кыргызстан сам вряд ли бы вывез своих. Тогда они вышли на наших. Некоторые кыргызские граждане были также замкнуты в каких-то районах, где были перестрелки. Часть из них была в каком-то жилищном комплексе для иностранцев недалеко от аэропорта и пряталась в бункере».

В 13:15 наш самолет вылетел из Кабула. По плану, он должен был долететь до Шымкента, дозаправиться там и вылететь в Алматы. Но пилоты сумели сэкономить топливо и приняли решение лететь напрямую в точку прилета. В 16:55 борт приземлился в Алматы.

Полную версию материала смотрите в первоисточнике.

Автор – Зарина Ахматова, (с) Holanews.kz

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -