Ученые проследили за мутациями COVID-19 в пациентке болевшей около года

Без вмешательства антител вирус мутировал десятки раз, передает Деловой Казахстан.

pixabay

По данным Smotrim.ru, российские учёные проследили за изменениями генома коронавируса в организме пациентки, боровшейся с этой болезнью целых 315 дней. Учёным удалось выяснить, как именно эволюционирует геном коронавируса в организме, не способном вырабатывать антитела.
Ослабление иммунитета пациентки было связано с онкологическим заболеванием, из-за чего вирус паразитировал в её организме почти целый год.
Ученые уверены, что подобные изменения в структуре генома SARS-CoV-2 могут послужить причиной появления новых опасных штаммов вируса, если патогену удастся «сбежать» из организма подобных пациентов.

Обычно, у человека, переболевшего COVID-19, формируется иммунитет, защищающий его от заболевания по меньшей мере несколько месяцев. Однако люди с ослабленным в связи с хронической болезнью (или по другим причинам) иммунитетом могут заражаться ковидом несколько раз подряд и быть носителями вируса в течение очень долгого времени. На протяжении почти целого года врачи боролись за жизнь этой женщины, и лишь в марте 2021 года все следы коронавируса были уничтожены. Всё благодаря переливаниям антител из плазмы крови переболевших людей и инъекциям стволовых клеток крови. В процессе лечения медики регулярно собирали образцы вируса, благодаря чему исследователи смогли наблюдать, как вирус эволюционирует и взаимодействует с иммунными клетками в организме пациентки.

За 315 дней болезни в организме женщины было обнаружено множество мутаций SARS-CoV-2: 18 мутаций в РНК вируса и ещё около 20 мелких изменений в структуре его генома. В то же время её клеточный иммунитет продолжал бороться с болезнью всё это время. Т-клетки регулярно взаимодействовали с инфекционным агентом, из-за чего в структуре белков оболочки вируса произошло множество изменений.

Учёные выяснили, что многие значимые мутации произошли в генах, кодирующих участки оболочки вируса, взаимодействующие с Т-клетками. Исследование показало, что именно эти мутации мешали иммунным клеткам пациентки бороться с вирусом. Поэтому процесс выздоровления занял так много времени.

Авторы работы отмечают, что похожие процессы могут происходить на уровне целой популяции. В геноме некоторых новых мутантных штаммов SARS-CoV-2 наблюдаются похожие изменения.
Учёные утверждают, что эту особенность необходимо учитывать при прогнозировании дальнейшего развития пандемии коронавируса.

Исследование российских учёных было опубликовано в виде препринта научной статьи на портале Research Square. Поясним, что это означает, что работа российских специалистов пока не была тщательно проинспектирована сторонними экспертами.