Где открыть магазин? Появились данные о выборе казахстанцев после карантина

28521

Желающим открыть свой магазин детской одежды или продуктов придется изучать тренды вместе с опытными владельцами торгового бизнеса. Таков основной вывод из интересного исследования изменения запросов покупателей после карантина и локдаунов.

Корреспондент Делового Казахстана предлагает представителям торговли почитать все внимательно и взять информацию на заметку.

Авторитетная компания Nielsen IQ выяснила, что полтора года пандемии внесли свои коррективы в потребности покупателей во всем мире. Исследования показали, что 66% покупателей изменили маршруты и привычки в совершении покупок, также 81% покупателей реструктуризировали траты. Однако, несмотря на удар по мировой экономике, наблюдается восстановление и рост показателей ВВП по всему миру.

«Инфляция за 2021 составит 7,9%, в прошлом году она составила 7,5%. В этом году однозначно выше, чем за 2018 и 2019 годов. Если говорить о том, как растут доходы населения относительно инфляции, то в целом по Казахстану в разрезе разных регионов можно наблюдать, что все же доходы казахстанцев растут больше, чем инфляция. Однако, можно выделить 3 региона - Кызылординская область, Мангыстауская область и Алматы. В данных регионах доходы казахстанцев растут гораздо медленнее, чем инфляция», - поделился данными исследований специалист по работе с розничными сетями в Казахстане NielsenIQ Kazakhstan Сергей Буланов.

Что касается экономии, постпандемийные покупатели, по словам эксперта, поделились на 4 категории: покупатель экономящий (как экономил, так и продолжает), покупатели, которые начали экономить, покупатели осмотрительные и покупатели неограниченные. Стоит отметить, что покупатели, начавшие экономить, сейчас составляют 46%. Они пострадали от COVID-19, если не от самого вируса, то от влияния на экономику или из-за ограничений. Данные исследований показывают, что в Казахстане от пандемии пострадал каждый пятый житель страны. Ежегодное исследование компании NielsenIQ Kazakhstan «Индекс потребительского оптимизма» в Казахстане составляет 104 пункта.

«Показатель выше 100 пунктов говорит о более оптимистическом настроении среди покупателей, нежели негативном. К примеру, в России, индекс потребительского оптимизма составляет 90 пунктов. Однако, все же казахстанцы считают, что страна находится в экономическом кризисе (74% опрошенных) и только 12% покупателей считают, что в ближайший год ситуация улучшится. Условно, семь из десяти покупателей в целом оценивает свое финансовое состояние достаточно позитивно в ближайший год. Что касается перспектив трудоустройства в ближайший год, то каждый второй покупатель считает перспективы трудоустройства хорошими. Однако, только 4 из 10 готовы тратить деньги и считают, что этот год является достаточно хорошим временем для новых приобретений», - сообщает Сергей Буланов.

Основные средства, согласно исследованиям, тратятся на обустройство дома и ремонт: под влиянием пандемии и условий «домашнего офиса», покупатель старается обустроиться более комфортно. В то же время 32% опрошенных продолжают тратить деньги на отпуск, это вторая статья расходов, после основных трат. И если мы говорим про третью основную статью – это погашение займов и кредитов. Что касается ситуационного подкрепления, то уже заметно, что покупатель возвращается к привычной жизни. «В прошлом году категории, которые росли высокими темпами, а именно продукты для готовки дома и чистящие средства для дома, сейчас находятся либо в органическом росте, либо в падении. Категории, которые в прошлом году показывали отрицательную динамику (импульсные продукты, офисные товары), сейчас растут и являются индикатором к возвращению покупателя к привычной жизни», - пояснил Буланов. Что касается продавцов одежды, то их основная проблема - нестабильный объем поставок от производителей и отсутствие прибыли в онлайн-канале.

«Мы понимаем, что канал новый, он требует дополнительных расходов, однако пока его доля не большая, в связи с этим он менее маржинальный, чем офлайн. Также произошло изменение потребительских привычек из-за пандемии и перераспределение спроса. В прошлом году мы наблюдали достаточно яркую картину того, как менялся переток покупателей среди каналов продаж. Одно из глобальных исследований NielsenIQ, которое проводилось в 15 странах мира, показывает, что одни торговые точки потеряли важность на 60%, в то время как другие выросли в своей важности на 40%. Что это значит? Прежде, после работы, недалеко от офиса, парковки покупатель находил торговую точку, делал покупки и ехал домой. В связи с локдауном, ситуация сильно поменялась. И что мы видим на примере таких городов как Барселона, Париж, Лондон: в районах с меньшей густотой и плотностью застройки, растут продажи в торговых точках, что, в свою очередь, говорит о перетоке покупателей в магазины близ дома», - сообщил Буланов.

Думается, схожая ситуация сейчас и в Казахстане. Действительно, работая из дома, легче и быстрее сбегать за необходимыми продуктами и вещами вниз, в магазин у дома, чем терять полдня на шопинг в более далеком супермаркете или ТРЦ. А кто-то вообще отказался от походов в магазины и заказывает все необходимое онлайн.

Прошлогоднее исследование NielsenIQ Kazakhstan Shopping Trends показало, что готовых покупать онлайн в Алматы стало намного больше: с 23% до 47% вырос данный показатель. В Нур-Султане показатель вырос с 35% до 43%. По последнему исследованию, в Казахстане 47% покупателей являются универсальными покупателями: приобретают как онлайн, так и офлайн. В заключении Сергей Буланов отметил, что ключом к стабильности сегодня является гибкость.

«Сейчас очень меняется и покупатель и в целом ритейл. Все изменения происходят из-за пандемии и ритейлеры должны быть готовы ко всему и очень быстро реагировать», - заключил Буланов.

Альберт Ахметов.

При подготовке материала использованы данные бизнес-конференции международной выставки моды Central Asia Fashion.

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -