Скандальный автопарк «Semey Bus» вновь оказался в центре событий
Водители и кондукторы нашумевшего по всей стране автопарка «Semey Bus», наконец-то, получили часть заработной платы. Немаленькую сумму собрали людям предприниматели города, которые уже несколько месяцев следят за чаяниями работников и провокациями бизнесменов. Аким Восточно-Казахстанской области Даниал Ахметов поделился с Деловым Казахстаном своей точкой зрения на все происходящее вокруг пассажирских перевозок в регионе.
Долгожданная выплата зарплаты оказалась для 700 работников «Semey Bus» как никогда кстати. Они получили 49% от долга, который образовался за несколько месяцев, пока дирекция компании рьяно требовала субсидий от государства. В итоге, деньги на оплату труда собирали предприниматели Семея, а после признались: им стало жалко простых работников.
- Предприниматели города решили оказать поддержку своим землякам и собрали каждое предприятие, кто сколько смог. Мы выделили денежные средства для погашения задолженности, образовавшейся перед работниками, чтобы они и их семьи в такое время не испытывали финансовые затруднения, - поделился мыслями Марат Макишев, директор «СемАЗ».
К слову, вторую часть долга по заработной плате водители и кондукторы теперь ждут от самой фирмы пассажироперевозчика и ее руководителя Серикжана Айкельева.
Впрочем, такое, казалось бы, непонятное разделение вполне логично. Компания пассажирских перевозок была открыта по типу частно-государственного партнерства - 51% и 49% соответственно. Фирма закупила 170 автобусов в лизинг за 4,2 миллиарда тенге, плюс более 600 миллионов получила из бюджета, но проработала недолгих полтора года. Правда, за это время «Semey Bus» умудрился насобирать долги по зарплате, соцотчислениям и совершенно не платил кредитные обязательства. Но когда долг перед лизинговой компанией вырос более 1 миллиарда, случился иск в суд.
Тогда город рисковал остаться вообще без пассажирского транспорта и получился скандал. Водители и кондукторы организовывали забастовки, не выходили на маршруты. Стали возмущаться и тысячи людей, для которых автобусы это единственный способ передвижения. Урегулировать ситуацию получилось только одним способом – скорее расторгнуть все договорные обязательства с сомнительным бизнесменом и найти другого. И тут началось: социальные сети взорвались непонятными «откровениями» и «разоблачениями» чиновников ВКО и их семей.
После долгого молчания глава региона Даниал Ахметов, который оказался центровой мишенью, решил высказать свою точку зрения.
- Когда Президент говорит, что главный фактор - слышащее государство, то люди забывают об ответственности. Понимаете, произошло разделение. Все хотят быть услышанными, но не хотят быть ответственными. В нашем случае бизнесмены, пользуясь новой ситуацией в пространстве, пытаются оказать давление. При этом, очень важно то, что здесь нет никакого экономического расчета. Здесь просто попытка оказать давление через призму «слышащего государства» - заявил аким ВКО.
По его словам, сегодня в бизнесе появилась определенная прослойка, которая используя соцсети и общественное мнение, пытается нажиться на госбюджете. И об этом можно судить по цифрам. Д. Ахметов даже привел параллель между маленькой семейской скандальной фирмой и семи крупными автотранспортниками Усть-Каменогорска. Оказалось, пассажироперевозчики областного центра запросили на пять лет чуть менее одного миллиарда субсидий, при этом обещали не поднимать тарифы и каждый год самостоятельно обновлять автопарк.
- В Семее все 170 автобусов стоят 4 миллиарда 200 миллионов. Мы оплатили свой взнос 630 миллионов и осталось грубо 3.5 миллиарда тенге. Требуемая или в данном случае вымогаемая субсидия - 3.7миллиарда ежегодно в течение двух лет. То есть все это государство должно подарить что ли?! Бизнес хочет получать безмерные субсидии без всякой экономической целесообразности. А неоплаченные этой компанией огромные долги перед бюджетом, огромные долги по социальным выплатам? Тогда я спрашиваю: «А где деньги?!» У нас нет в ВКО убыточного пассажирского автотранспорта. Мы же с вами платим!, - сокрушается Д. Ахметов.
Стоит добавить, что суды между «Semey Bus» и лизинговой компанией длятся с апреля этого года. За это время чиновники с помощью предпринимателей отдали часть долга работникам и заключили договор с новой компанией по пассажирским перевозкам. Теперь в Семее ездит 110 новых более вместительных автобусов. Но главный урок, считает аким региона, получился в грязных методах оппонента, где бизнесмен до сих пор старается с помощью заблуждения общественности надавить на власть.
- Все, в том числе органы власти, должны задуматься над той ситуацией, в которой могут оказаться все. И здесь нужно принимать очень быстрые и, в соответствии с законом, правильные меры. Я убежден, что справедливость восторжествует, - подытожил Даниал Ахметов.
И пообещал, что после завершения всех нюансов с «Semey Bus» он постарается создать некую методичку для других. А еще поделился, что хочет поднять эту тему на Республиканском уровне. Ведь буллинг, в том числе и кибербуллинг, даже в сторону чиновников, совсем неприятный жизненный опыт.