Как разрабатывался закон «О порядке организации и проведения мирных собраний в РК»

12882

Прошел год со дня принятия закона «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан». Документ стал одним из первых законопроектов, разработанных в рамках президентских инициатив в целях либерализации политической жизни, передает Деловой Казахстан.

senate.parlam.kz

Новый закон стал регламентировать вопросы организации и проведения всех форм мирных собраний. Закон разрабатывался и принимался при участии широкого круга представителей гражданского сектора, государством были предоставлены все необходимые возможности для участия представителей гражданского общества, экспертного сообщества, а также международных организаций в разработке и обсуждении закона. Было проведено порядка 20 слушаний.  По итогам каждого этапа обсуждения в проект закона вносились изменения. При разработке закона  было внимательно изучено международное законодательство, изучалось общественное мнение.

Из-за наличия большого количества полярных мнений  министерству информации и общественного развития РК было непросто найти баланс, который бы удовлетворял потребностям всех заинтересованных сторон.

Основным ориентиром выступили руководящие принципы свободы мирных собраний, разработанные Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, которые являются единственным документом в отношении свободы мирных собраний, обобщающих экспертный опыт. Нормы закона были приведены в соответствие с данными руководящими принципами.

Так, в пункт 5 статьи 3 данного закона включена норма о презумпции в пользу проведения мирного собрания, в соответствии с которой важнейшей обязанностью государства является создание необходимых механизмов и процедур, позволяющих обеспечить реальное осуществление свободы собраний без чрезмерного бюрократического регулирования.

Теперь, чтобы провести мирное собрание (митинг, собрание и пикетирование) не требуется разрешение властей, а достаточно уведомить местный исполнительный орган. Уведомление не будет требовать какого-либо ответа от местных исполнительных органов и будет считаться согласованным по умолчанию. Однако в случае наличия законных оснований государственным органам предоставлено право на вынесение отказа, которое должно быть мотивированным и обоснованным.

Любые ограничения свободы мирных собраний основываются исключительно на положениях закона (статья 14). Нормы статьи чётко сформулированы и не вызывают разночтений, т.е. любой гражданин имеет возможность однозначно определить, вступает ли его намерение в противоречие с нормами закона или нет. При этом законом были предусмотрены основания приостановления мирного собрания для предоставления возможности организатору мирного собрания устранить нарушения, не влекущие угрозу для жизни и здоровья людей, при устранении которых по согласованию между организатором и представителем местного исполнительного органа мирное собрание продолжается.

С введением уведомительного порядка на проведение мирных собраний, за акиматами были закреплены обязательства по принятию всех необходимых организационных мер для содействия свободе собраний, защиты общественного порядка и безопасности граждан, т.е. теперь организатор полностью освобожден от таких обязанностей и от подобных расходов.

Перечень обязанностей организатора четко определен законом (пункт 2 статьи 5), в соответствии с которым за ним была закреплена обязанность носить отличительный знак организатора с целью обеспечения организованного проведения мирного собрания путем выделения организатора для участников, исключения возможности внедрения деструктивных элементов под видом организатора и удобства взаимодействия участников мирного собрания с организатором.

Также закон закрепил за акиматами и маслихатами четкие процедуры административного регулирования мирных собраний. В каждом регионе в обязательном порядке определены специальные места для собраний в центре города, района. Законом установлено, что пикетирование возможно проводить в любом месте, за исключением мест массовых захоронений, стратегических и военных объектов, на территориях, прилегающих к резиденциям Президента Республики Казахстан, Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы. Одиночные пикеты можно проводить в любом месте, у любого объекта, в том числе и у зданий центральных государственных органов.

Закон предоставил журналистам право беспрепятственно собирать информацию на мирных собраниях.

Постепенно в стране растет количество проведенных мирных собраний, так за полгода с июня по декабрь 2020 года в стране было организовано 277 мирных собраний, что в 10 раз больше чем до принятия закона. Таким образом главная цель Закона - совершенствование правового механизма, обеспечивающего регулирование порядка организации и проведения мирных собраний, а также эффективного решения актуальных вопросов посредством устранения правовых пробелов с учетом международного опыта достигнута, так как были созданы достаточные условия для свободного волеизъявления граждан и возможность быть услышанными.   

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -