Урок физики для «поколения Z» – то, что не найти в сети

30674

Учитель физики из Назарбаев Интеллектуальной школы Семея Асхат Жумабеков вошел в число 50 лучших педагогов мира в рамках международной премии Global Teacher Prize.

В сентябре все СМИ страны обошла новость о том, что Асхат Жумабеков вошел в этот престижный профессиональный рейтинг. Сегодня он – один из ведущих спикеров для 30 лучших учителей Алматы, прошедших во второй этап конкурса Digital Ustaz. Из-за насыщенного учебного процесса и участия его учеников в конкурсах времени на общение со СМИ у Асхата не так много. Но специально для ДК Жумабеков сделал исключение и рассказал о том, как учить физико-математические формулы без зубрежки и как он увлекает своим предметом современных детей.

– Асхат Советханович, какие методики вы используете в своей работе с учениками?

– Я стараюсь использовать активные методы и формы обучения для того, чтобы повышать познавательную часть на уроках физики. Раньше учителя стремились передать готовые знания учащимся, но современной молодежи это не интересно, да и страдает качество урока.

 

Использование методологии Фила, когда ученики с помощью вопросов выдвигают сначала свои идеи, гипотезы и после этого дают качественное объяснение тому или иному физическому процессу или явлению, а также других современных подходов к обучению связано с тем, что сейчас развиваются ИКТ-технологии, и учителю просто необходимо быть готовым к их применению.    

 

Процесс обучения становится более интересным, живым и познавательным. В своей практике я не закрываюсь от новых методов обучения, но также использую традиционные формы, когда нам нужны простые рабочие уроки по решению задач. Все зависит от того, какую цель на каждый конкретный урок я ставлю и что мы проходим.

– Как вам удается делать уроки физики интересными?

– Чтобы разбудить интерес к физике у учеников, я использую такой метод, как облако слов, когда ученики по набору ключевых слов должны угадать тему урока. В классе я объясняю новую тему с помощью эксперимента, что позволяет ученикам увидеть ее применение в реальной жизни. Такой подход повышает эффективность проведения урока, который становится не просто лекцией, а настоящим увлекательным и познавательным путешествием по миру знаний.    

 

Думаю, что учителям физики и математики, предметов естественно-научного цикла можно использовать такие методы как можно чаще. Ведь самым главным является не зазубривание учениками формул, а применение знаний в жизни и развитие практических навыков. С помощью лабораторных работ и демонстрационных экспериментов на уроках я могу наглядно показать учащимся тот или иной физический процесс.

– Не влияют ли отрицательно такие новшества на качество образования?

– Конечно, существуют разные подходы, есть как положительные, так и отрицательные стороны. Но все-таки я убежден, что новшества, о которых мы говорим сегодня, обладают большим положительным эффектом. Плюсы заключаются в том, что у детей и подростков таким образом развиваются навыки, необходимые человеку в XXI веке. Традиционная форма проведения уроков, когда идет обычная передача знаний от учителя ученику, более не может существовать, и онлайн-обучение особенно ярко это показало.

 

Сегодня ученики – представители поколения Z, они не видят мир без использования цифровых ресурсов, поэтому просто информацию и формулы они могут с легкостью найти самостоятельно в интернете. Для этого им не обязательно ходить на уроки. В такой ситуации задача учителя – развивать навыки ученика, его кругозор и способность мыслить аналитически, а также проверять его знания и способности.

 

Это можно делать через разные стратегии. И многие традиционные методы сегодня стали фундаментом для тех новшеств, о которых мы сейчас говорим. Обучение с использованием цифровых технологий во многом положительно влияет на динамику развития ученика и профессиональный рост самого учителя. Я считаю, что новшества положительно влияют на учебный процесс, если их использовать правильно и грамотно в преподавании, обучении детей.

– Все эти «спецэффекты» на уроках – круто! Но как тогда заучивать формулы? Без них ведь не сдашь ЕНТ…

– Зубрить формулы – абсолютно неверный подход. Перед изучением формул необходимо понимать их содержание и назначение. То есть, ученик должен осознавать, где и для чего эти формулы применяются. Ученик должен досконально понять тему урока, только в этом случае у него будет четкое представление о том, где в реальной жизни используется та или иная формула.     

 

Да, существуют разные подходы, чтобы ученик понял эти формулы. Но если выбирать между заучиванием и пониманием формул, то я – за второй вариант однозначно. На моих уроках ученики должны отвечать на вопросы: «Что это за формула?», «Где и когда я могу ее использовать?» (принцип «Что? Где? Когда?»).   

 

Объяснение через эксперимент дает ученику четкое представление о применении этих формул. Я уже 10 лет преподаю и вижу, что такой подход дает результаты. Перед изучением формул ученики должны понять, где и для чего их применяют. Самая главная задача учителя – показать связь формул с реальной жизнью. Запоминать формулы я предлагаю ученикам с помощью ассоциаций и определенных ключевых слов, сначала на уроке вместе с учителем, а потом выделять основными цветами, относить их в те или иные группы. Так они остаются в памяти. Если мы говорим про математический склад ума, принцип «Что? Где? Когда?» является самым главным, так как направлен на понимание формул.

– Какими навыками сегодня должен обладать современный учитель?

– Современный учитель должен обладать разными навыками, направленными на собственное профессиональное развитие и воспитание лидеров поколения. Сегодня педагог должен обладать способностью к рефлексии, то есть, быть думающим учителем. Только так он будет стремиться к получению новых знаний и постоянно соответствовать повышающимся с каждым годом требованиям.

 

Второе важное качество для современного учителя – уверенность в себе и лидерство. Это позволяет педагогу чувствовать настроения учеников и передать им данное качество, быть примером для них.

 

Третье важное качество – коммуникативность. Современный учитель должен уметь общаться со всем школьным сообществом – учениками, их родителями, администрацией школы, коллегами, педагог должен уметь грамотно излагать свои мысли, доносить идеи, отстаивать свою точку зрения, правильно оценивать собственные возможности, быть самокритичным и стать «критическим другом» для коллег. Отсюда вытекает следующий навык – умение работать в команде, он позволяет также вовлекать каждого из учеников в общую работу всего класса на уроке.

 

Еще один важный навык для педагога – желание учиться на протяжении всей жизни. Учитель никогда не должен останавливаться на достигнутом, он должен стремиться к изучению всего нового, быть успешным учителем и вести за собой учеников. Еще хотел бы отметить менторство. Сейчас учитель, являясь ментором, может увидеть профессиональный рост своего коллеги. Такой навык позволяет работать вместе с коллегами.

– Что из советской (старой) школы вы бы сохранили в школе будущего?

– Конечно, новые подходы в образовании и обучении базируются на традиционных, новизна в том, что учебный процесс становится более познавательным, интересным. Из традиционного я бы оставил формирование у учащихся системы общих знаний. Физика в школе начинается с 7 класса, и в первый год важно сформировать базовые знания о предмете.

 

Современный учитель – нечто большее, чем просто носитель знаний, но на некоторых этапах без роли лектора и источника информации не обойтись, особенно на уроках физики. Также учителю необходимо глубоко знать, как дальше будет развиваться программа обучения, обычно она построена по спирали: формирование навыков – их развитие и совершенствование.

– Как вам удается быть на одной волне с учениками, интересуетесь ли вы тем, чем поглощена молодежь?

– Я стараюсь всегда быть на одной волне со своими учениками, всегда узнаю, что им интересно сегодня. Важно построить доверительные отношения со своими учениками в классе. Я понимаю, что могу некоторые вещи использовать в своей практике, мне вообще интересно, что увлекает наших детей сегодня, почему они смотрят тот или иной ролик в TikTok, что им так нравится в аниме.

 

Знаю, что многие ученики, когда выполняют внеклассные проекты, смотрят познавательные блоги и аккаунты в том же TikTok, и в этом нет ничего плохого. Учитель должен контактировать с детьми, выстраивать доверительные отношения, быть человеком, способным дать совет, а не только вести свой предмет от звонка до звонка. В профессии педагога главное – не быть равнодушным, а все остальное можно узнать и изучить.

 

Альберт АХМЕТОВ

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -