Роль образовательных программ в привлечении зарубежных соотечественников: Израильский опыт

36876

На сегодняшний день накоплен значительный опыт основных подходов организации и реализации процесса переселения, адаптации и интеграции репатриантов в новых местах проживания. Большинство стран мира активно реализуют политику двусторонней поддержки своих зарубежных соотечественников, то есть тех, кто возвращается на родину и тех, кто переезжает в другие страны (к примеру, Венгрия, Германия, Греция, Израиль, Польша, Россия и мн.др.). Примечательно, что политика указанных стран также нацелена на продвижение своих интересов за рубежом.

В Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Лидер нации Н.А. Назарбаев отметил, что «особая ответственность за реализацию нового стратегического курса «Казахстан-2050» лежит прежде всего на казахах. Мы не должны забывать, что адекватный ответ вызовам времени мы сможем дать только при условии сохранения нашего культурного кода: языка, духовности, традиций, ценностей… Если нация теряет свой культурный код, то разрушается и сама нация. Этого нельзя допустить!».

В этой связи, мы полагаем, что для Казахстана, как для страны, которой важно закрепить свою приверженность к объединению соотечественников за рубежом вокруг исторической родины, в том числе, путем оказания всесторонней поддержки со стороны государства, будет весьма интересен израильский опыт.

 

Поясним почему

Государство Израиль известно на весь мир своими «щедрыми» льготами для репатриантов. Следует отметить, что реализация подобных мер способствовала росту численности населения в Израиле. Так, например, в 2009 году, численность населения в стране впервые превысила количество евреев, проживающих за пределами Израиля (то есть численность еврейской диаспоры).

На сегодняшний день активную работу по реализации государственной политики в области иммиграции и взаимодействия с зарубежными евреями проводит одно из правительственных ведомств государства Израиль – Министерство алии и интеграции (до октября 2013 года называлось Министерство абсорбции). Данное Министерство было создано впервые в 1948 году и просуществовало три года, затем было воссоздано уже в 1968 году после волны иммиграции, последовавшей в результате Шестидневной войны.

Примечательно, что Министерство алии (репатриации) и интеграции Израиля оказывает поддержку репатриантам с самых первых шагов репатриации до полной интеграции в израильскую жизнь.

В реализации данной политики государству активно содействует Еврейское агентство – международная сионистская организация с центром в государстве Израиль, которая занимается репатриацией в Израиль и помощью репатриантам, а также вопросами, связанными с еврейско-сионистским воспитанием и глобальным еврейским сообществом.

Основной целью Еврейского агентства является укрепление еврейского национального самосознания молодых евреев как в Израиле, так и во всем мире, в том числе путем привлечения для участия в различных образовательных программах. Обеспечение еврейского будущего сегодня все больше зависит от того, как Израиль возрождает среди молодых евреев чувство принадлежности к еврейской общине и к своему народу. И здесь, в ряду мер по организации процесса репатриации, особое внимание занимает молодежный сегмент, а именно проведение образовательных мероприятий по привлечению зарубежных соотечественников в учебные и образовательные учреждения (детские сады, школы, колледжи, университеты).

Израильский опыт считается одним из самых лояльных, можно сказать даже гибких и доступных. Этим и объясняется использование ее в качестве примера многими странами.

Попытаемся, во-первых, разобраться каковы особенности израильских образовательных программ и их роль в привлечении зарубежных соотечественников, а, во-вторых, провести в некоторых вопросах сравнение с Казахстаном.

На сегодняшний день государство Израиль предоставляет большое количество образовательных программ для своих зарубежных соотечественников. Например, в соответствии с израильским законодательством предусмотрены государственные меры по обеспечению доступа к системе образования всех уровней. Все они основаны на идеологии сионизма – политического движения, целью которого является объединение и возрождение еврейского народа на его исторической родине. Безусловно, в качестве инструмента реализации данной общенациональной идеи выступают различные программы поддержки репатриантов, в том числе и образовательные. Так, например, в Израиле четко отрегулированы вопросы разработки и внедрения детских и молодежных программ, а также программ обучения новой профессии или совершенствования знаний по старой. Также имеются специальные программы Еврейского агентства, ориентированные на интересы и профессиональную деятельность молодых врачей и студентов медицинских вузов (18-29 лет), молодых специалистов в областях IT, точных наук, управления и бизнеса (18-26 лет), спортсменов и любителей активного образа жизни (18-26 лет), фотографов, дизайнеров и деятелей искусства (18-26 лет).

При этом, как показывает израильская практика, универсальной и самой популярной является программа подготовки молодых людей в возрасте от 17 лет до 21 года к поступлению в израильские колледжи и университеты.

Обратим внимание на некоторые особенности, как нам кажется, этой четко выстроенной образовательной системы в отношении зарубежных соотечественников, имеющих право на репатриацию в Израиль.

Во-первых, для школьников имеется программа НААЛЕ («Ноар Оле Лифней ха-hорим», что означает «молодежь/подростки репатриируются раньше родителей»), которая предоставляет им возможность завершить в Израиле среднее образование и получить израильский аттестат зрелости.

Насколько эффективна эта программа? Согласно «сухой» статистике, за время ее существования, более 10 тысяч подростков, приехавших в Израиль без родителей, успешно завершили свое среднее образование. Ее выпускников, работающих во благо Израиля, можно встретить в различных сферах деятельности: научной, деловой, административной, хозяйственной, культурной и т.д.

Данная программа предоставляет бесплатное образование международного стандарта в израильской школе; аттестат зрелости, который принимают в любом университете мира; внеучебную программу (экскурсии, семинары, культурно-развлекательные мероприятия); бесплатное проживание, включая медицинское страхование, карманные расходы и телефонную связь. Также после первого года обучения участники получают возможность бесплатно слетать домой на каникулы. А учитывая, что в программе участвуют несовершеннолетние, на срок реализации программы их сопровождают родственники, проживающие в Израиле, или израильская семья, привлекаемая государством. Обучающемуся по программе предоставляется статус «иностранный учащийся» от израильского Министерства внутренних дел.

Во-вторых, действует универсальная и самая популярная программа подготовки молодых людей к поступлению в израильские колледжи и университеты – СЭЛА, которая в течение 10 месяцев предлагает интенсивный курс изучения иврита, английского языка, математики, а также факультативные занятия. Участники (от 17 лет до 21 года) находятся на полном обеспечении и получают ежемесячную стипендию и иные льготы.

В-третьих, имеются и другие программы. Например, Таглит (переводится как «открытие», образовательный проект, представляющий собой десятидневную поездку в Израиль для людей, имеющих еврейские корни) для врачей ориентирован на интересы и профессиональную деятельность молодых врачей и студентов медицинских вузов. Эта программа дает уникальную возможность ее участникам посетить ведущие больницы и медицинские центры Израиля, побывать на медицинской военной базе, ознакомиться с передовыми технологиями в медицине, и т.д.

Таглит «Start-Up» направлен на совершенствование профессиональной деятельности молодых специалистов в областях IT, точных наук, управления и бизнеса, и посвящен исследованию израильского экономического чуда и феноменального развития индустрии инноваций.

Таглит «Extreme» ориентирован на интересы спортсменов и любителей активного образа жизни, и предусматривает всевозможные походы и занятие спортом. 

Таглит «Art-Mix» развивает творческие интересы участников-фотографов, дизайнеров и деятелей искусства путем проведения мастер-классов по современному танцу, встреч с театральными студиями, экскурсий в современные музеи и мн.др.

И это лишь краткое описание того, что могут на практике дать эти программы своим участникам.

В-четвертых, образовательные льготы представлены также в качестве курса изучения иврита для новых репатриантов – Ульпан. Вместе с базовыми языковыми знаниями «новые» граждане, в том числе и молодежь, получают информацию о культуре, истории и традициях, о социально-экономическом устройстве Израиля. По общему правилу предоставляется обучение первой ступени иврита «алеф». Если же у репатрианта уже есть знания языка, то ему дается возможность подобрать программу, соответствующую его уровню. Бесплатное обучение предоставляется в течение 18 месяцев со дня репатриации и обычно занимает около пяти месяцев по 25 часов в неделю. Существуют профессиональные ульпаны (для специалистов с высшим образованием), ульпаны для пенсионеров и инвалидов, частные ульпаны, летние ульпаны для детей, для студентов и др.

Вместе с тем, студентам оказывается помощь в виде оплаты обучения в вузах и колледжах (в первые три года с момента получения статуса репатрианта), а школьники, в свою очередь, могут получить «корзину школьника» – своего рода дотацию на оплату учебников, экскурсий и культурных мероприятий, которая перечисляется в учебное заведение. Ее размер зависит от возраста ребенка и даты репатриации. Также школьники-репатрианты имеют право на групповые вспомогательные уроки, чтобы компенсировать пробелы в учебе.

Если проводить сравнительный анализ с Казахстаном, то можно сказать, что в нашей стране работа, в данном направлении, хоть и в другом формате, может даже и на начальном уровне, но все же ведется. Так, например, в рамках поддержки этнических казахов, проживающих за рубежом, в Казахстане функционируют четыре основные образовательные программы, а именно: подготовительные курсы на базе вузов; 4% квота в вузы; 4% квота в колледжи; стипендиальная программа по линии Болонского процесса и академической мобильности.

При этом, согласно официальным данным, выделяемые квоты ежегодно не осваиваются в полной мере. Например, на выделенные в 2020 году 1 300 мест поступили на подготовительное отделение всего – 825 абитуриентов, а количество сдавших документы для участия в ЕНТ составило – 2025. При этом только 909 абитуриентов получили гранты, не смотря на то, что  государственная квота для этнических казахов равная 4% составила больше 2 тысяч. 

 

Каковы основные причины такой статистики?

Во-первых, существует сложность сдачи экзаменов ЕНТ, которая связана с различием в учебных программах, школьных предметах. Так, например, этнические казахи в стране пребывания не проходят Историю Казахстана, казахский язык. Более того, не смотря на то, что этнические казахи знают казахский язык, существует языковая проблема, связанная с наличием трех разных алфавитов: кириллицей (ее используют казахи, проживающие в Казахстане, а также некоторых странах СНГ), латиницей (ее используют турецкие казахи) и арабской вязью (у казахов Китая).

Во-вторых, имеется недостаточность или отсутствие информации об образовательных возможностях Казахстана для этнических казахов, отсутствие соответствующей учебно-методической базы. В этой связи, Казахстану стоит проводить более активную внешнюю политику за рубежом, например, путем привлечения на постоянной/системной основе культурно-деловых домов «Abaı Úıi», а также предоставления современных казахстанских образовательных методик.

В-третьих, как мы полагаем, причина кроется еще и в отсутствии соответствующей системной политики на всех уровнях образования. Делая акцент на высшем образовании, Казахстану стоит обратить внимание, подобно Израилю, на привлечение детей казахских общин, если даже не в детские сады, то хотя бы для получения школьного образования.

Как мы заметили, израильский опыт основан как на привлечении для участия в образовательных программах, так и на культурной, местами даже «идеологической», подпитке молодых евреев. В этом вопросе, Казахстан формирует свой опыт. Так, например, в 2018 году НАО «Фонд Отандастар» совместно со Всемирной ассоциацией казахов запустил проект «Туған жерге тағзым» – серию историко-познавательных экскурсий по сакральным местам Казахстана для зарубежных соотечественников. Так, 20-23 сентября прошлого года в рамках проекта «Киелі Қазақстан», 20 студентов-қандастар казахстанских вузов из Монголии, Узбекистана, Китая, Туркменистана посетили г.г. Шымкент и Туркестан. Из-за сложностей пересечения государственных границ  в связи с пандемией коронавируса вместо зарубежных соотечественников были приглашены к участию в проекте студенты-қандастар, обучающиеся в Казахстане. В ходе проекта соотечественники познакомились с достопримечательностями Казахстана, проектом многофункциональной виртуальной карты «Сакральная география Казахстана общенародного значения», узнали о достижениях современного Казахстана, возможностях культурно-гуманитарного обмена. Конечно, масштабы наших мероприятий значительно отличаются от израильских, но тем не менее, хочется верить, что это только начало.

Таким образом, в совокупности все вышеизложенные образовательные программы по поддержке этнических репатриантов, как признает израильское Правительство, являются для Израиля экономически эффективными, позволяют безболезненно адаптироваться в общество и обеспечивать занятость населения. К тому же, они служат инвестиционным вкладом в развитие человеческого капитала страны.

Интерес вызывает и тот факт, что рассмотренные образовательные программы оказывают положительное влияние на численность еврейского населения в Израиле. Даже с учетом кризисных времен сальдо миграции евреев с момента основания государства остается положительным, за исключением всего лишь нескольких лет, что не скажешь о Казахстане. Так, казахстанская статистика показывает не самые утешительные цифры – отрицательное сальдо внешней миграции за последние пять лет составило 136 489.

Следует отметить, что волны репатриации во многом способствовали экономическому росту и процветанию Израиля.

Безусловно и в Казахстане существует потребность значительного расширения существующих и внедрения новых образовательных программ для наших зарубежных соотечественников в целях приобщения к культуре и языку, сохранению и укреплению этнической идентичности путем применения израильского опыта. Несомненно, реализация подобной образовательной политики будет способствовать становлению и всестороннему развитию будущих поколений, вне зависимости от того исконно они проживают на территории Казахстана или воссоединились с исторической родиной в разные периоды. И для этого у нашего государства есть главный плюс – общественно-политическая и социальная стабильность.

 

Эксперт НАО «Фонд Отандастар», PhD Г.Г. Галиакбарова

 

 

 

 

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -