Младенцы из пробирки: ЭКО - Добро или зло?

28306

Первая лаборатория ЭКО в Казахстане открылась на базе алматинского центра репродукции.

В 1996 году с помощью ЭКО родился первый казахстанец. К настоящему времени в Казахстане родилось более 22500 детей «из пробирки». С начала 2021-го года в Казахстане по поручению президента Касым-Жомарта Токаева стартовала реализация социальной программы «Аңсаған сәби», предназначенная для решения семейно-демографических проблем путем вспомогательных репродуктивных технологий. Количество государственных квот на проведение ЭКО увеличено в 7 раз и достигнет в текущем году 7 тысяч процедур. Но в обществе до сих пор не утихают разговоры об этической стороне процедуры. Корреспондент Делового Казахстана попытался найти все ЗА и ПРОТИВ.

На сегодняшний день в стране на учете в медицинских организациях Казахстана с бесплодием состоит 11030 женщин. При этом проблемы репродуктивного здоровья в равной степени встречаются и у мужчин, и у женщин. По данным ВОЗ, беременность в результате проведения данной репродуктивной технологии наступает в 45–60% случаев. Эффективность проведения ЭКО в среднем у нас в стране выросла с 15% до 42%. Показатель эффективности лечения по факту рождения ребенка (take baby home) находится на уровне 30%, что соответствует показателю лучших европейских клиник. По разным данным, каждая шестая семья в нашей стране не может иметь детей, а каждый пятый брак распадается именно по этой причине.

Решить эти проблемы - сохранить семьи и подарить счастье казахстанцам в создании новой жизни - должна именно социальная программа «Аңсаған сәби». Развитие технологий в области репродуктивных технологий и искусственного оплодотворения не стоит на месте. В Казахстане такие услуги оказывают 26 центров, в том числе 21 частный. С помощью ЭКО на свет появились более 22 тысяч детей. Стоимость ЭКО в нашей стране в разы ниже, чем за рубежом – около 2,5 тысяч долларов, тогда как в клиниках Европы цена услуги достигает 15 тысяч долларов. Из-за огромной разницы в цене, отличном сервисе и качестве медицинской помощи за беременностью в клиники Казахстана регулярно приезжают сотни иностранцев.

В нашей стране частота бесплодия – около 15%. Президент казахстанской ассоциации репродуктивной медицины Вячеслав Локшин отмечает, что точных данных по этой патологии в Казахстане нет из-за отсутствия регистра бесплодия.

В тоже время, ежегодно к специалистам обращаются порядка 20,5 тысяч пар, 40-45% из них нуждаются в проведении вспомогательной репродуктивной технологии (ВРТ). Из 100 заключенных браков, распались 34 пары, 10% из них причиной развода назвали отсутствие детей.

За 25 лет с момента открытия первой лаборатории ЭКО в стране освоены новейшие репродуктивные технологии лечения как женского, так и мужского бесплодия. Успешно применяется криоконсервация эмбрионов и ооцитов, программы с донорскими половыми клетками, суррогатное материнство. ВРТ нашли широкое применение, как единственно эффективный метод для лечения тяжелых форм мужского бесплодия.

Так в чем же проблема?

Вопрос этичности экстракорпорального оплодотворения бурно обсуждает уже несколько десятков лет не только церковь, но и светские институты и сообщества. Среди последних тоже нет единства в этом вопросе. Противоречия в светских спорах про ЭКО касаются и возможности зарождения человеческой жизни искусственным путем, и дальнейшего развития и существования ребенка, рожденного при помощи ЭКО.

«Этично ли давать начало новой жизни путем ЭКО?», - этот вопрос волнует и ученых, и обывателей, и политиков. Так что заседание Синода, состоявшееся в Москве в середине апреля, рассматривало весьма актуальную для человечества проблему. С одной стороны, право каждой женщины – родить ребенка, а право каждой семьи – воспитывать этого ребенка и быть счастливыми. Создание новой жизни – это важно, и в целом общество не столь щепетильно относится к тому, каким путем эта жизнь создана.

Аборт, стерилизация или контрацепция порицаются в любом случае больше. То есть борьба не против человеческой жизни, а борьба за возможность ее возникновения. Это аргумент ЗА.

Но есть и аргумент ПРОТИВ: последствие процедуры ЭКО. Развитие получает лишь один эмбрион, остальные же подвергаются криоконсервации. Замороженные эмбрионы сохраняются на срок от 5 до 10 лет условия в разных странах разные. А по истечении «срока хранения» «лишние» эмбрионы уничтожают, и это, увы, обычная практика. На сегодняшний день принято прекращать развитие эмбриона на 14 дне.

Почему именно 14й? И тут появляются новые причины для научных и этических споров.

Некоторые ученые считают, что до 14 дней развития эмбрион можно и не считать человеком, а вот после, когда у него появляются элементы нервной системы, - он уже человек. Другие ученые уверены, что эмбрион является человеком с самого первого этапа его развития: от момента оплодотворения.

Спор этот в научном мире продолжается много лет, однако до сих пор нет единого мнения относительно всех аспектов процедуры ЭКО.

Нет в этом вопросе единства и в церковном сообществе.

Еще в начале февраля 2021 года РПЦ опубликовала проект одноименного документа, подготовленного комиссией Межсоборного присутствия. Документ содержит краткое описание проблемы и предлагает определенные ограничения для применения одного из видов вспомогательных репродуктивных технологий - экстракорпорального оплодотворения. Авторы документа предложили считать допустимым те процедуры экстракорпорального оплодотворения, при которых исключены получение «избыточных» эмбрионов, их заморозка, редукция плодов, донорство половых клеток, предимплантационная диагностика.

«Поскольку человеческая жизнь начинается в момент зачатия и с этого времени «всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно», главной этической проблемой, связанной с ЭКО, является применение методик, предполагающих уничтожение части эмбрионов. Эти методики предполагают внематочное оплодотворение большого числа яйцеклеток, полученных от будущей матери. Другими словами — образование большого количества эмбрионов, из которых лишь один или два переносятся в утробу матери. Эмбрионы, не перенесенные в утробу, подвергаются замораживанию с целью возможного дальнейшего использования в случае неудачи первого ЭКО. Однако, поскольку помещение эмбрионов в крио-камеру может привести к их гибели, Церковь не считает такой метод допустимым. Тем более неприемлемо последующее уничтожение замороженных эмбрионов или их использование в научных экспериментах», - говорится в документе.

Отзывы и комментарии на документ собирались до 29 марта, однако к единому знаменателю участники дискуссии не пришли, поскольку тема имеет огромную социальную важность.

Против опубликованного документа выступил Церковно-общественный совет по биомедицинской этике, который на заседании Синода РПЦ  было решено упразднить и создать вместо него синодальную комиссию по биоэтике. В задачи комиссии входит сформировать на базе академии центр исследований в области биоэтики, в том числе для развития взаимодействия в этой области со светским научным миром.

Так что эта тема будет иметь продолжение.

Что же делать?

Как бы там ни было, ЭКО становится для многих семей, желающих иметь детей, единственным выходом из ситуации. Причем, это касается не только Казахстана, но и всего мира.

«Сегодня многие мужчины решают не заводить детей, боятся за будущее. Интересный вопрос, а может ли правительство изменить тенденцию к бездетности? Если да, то должно ли оно это делать и планировать бюджетные инвестиции? Я все время благодарю президента за эту сильную идею (об увеличении государственных квот на проведение ЭКО). Ну и конечно семейная политика – мотивация иметь детей, она тоже должна быть на должном уровне», - отметил Вячеслав Локшин.

По официальным данным, в Казахстан за успешной беременностью приезжают пациенты из 38 стран мира. Данные привел президент казахстанской ассоциации репродуктивной медицины Вячеслав Локшин.

«Я помню, когда к нам на лечение приехала семейная пара из Австралии. И вот мы с ними беседовали, и они отметили несколько интересных вещей. Они сказали, что поражены тем, что медицинское оборудование ни чем не отличается от тех, которыми пользуются в клиниках их страны. Еще одним положительным фактором они посчитали постоянный контакт с врачами. То есть они удивились тому, что им объясняли каждую процедуру, каждый их шаг. В их стране они говорили, что им просто делали какие-то уколы, процедуры, но никто не говорил, зачем и почему это происходит», вспомнил интересный случай с иностранными пациентами академик Вячеслав Локшин.

Еще одной не маловажной причиной массового потока иностранцев в Казахстан за услугами репродуктивной медицины является привлекательная цена. В среднем одна процедура ЭКО в нашей стране, включая обследование, оценивается в 1 млн. тенге (стоимость средняя и может отличаться в разных клиниках страны).

Важно, что в Казахстане процедура ЭКО возможна только по медицинским показаниям, нельзя просто так взять и воспользоваться вспомогательными репродуктивными технологиями.

Подготовил Александр Шахбазов

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -