Зарплата не очень, зато работа сложная!

42037

Продолжаем обзор уникального документа «Рынок труда Казахстана: развитие в условиях новой реальности».

"Шахтёры" Худ. Ольга Корсикова. Серия "Люди труда"

Как я уже говорил ранее (см. статью «Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, Деловой Казахстан, 24.09.21), это первый в истории страны Национальный доклад, подготовленный аналитиками «Центра развития трудовых ресурсов». Несомненный плюс данной работы – легкость стиля при абсолютной всеобъемлемости. Читается легко и захватывает, как роман про Фандорина.   

Итак, поехали. Начнем с роли малого и среднего бизнеса в нашей экономике. Сегодня в Казахстане действует 1 362 000 субъектов МСБ. Вроде бы много, но с одним «но». На долю этого сектора приходится всего 32% ВВП и всего 39% рабочих мест (3 370 000). Это очень низкий показатель. Сравните: доля МСБ в ФРГ – 46,7%, в Англии – почти 50%, в Японии – 55%.

При этом один действующий субъект МСП в Казахстане создает только 2,5 рабочих места, тогда как в странах ОЭСР данный показатель составляет в среднем 7 рабочих мест. Наиболее ярко видна важность МСБ в Турции. Там малый бизнес составляет 99% от всех предприятий, 73% от общей занятости, 53% от добавленной стоимости, 55% от инвестиций и 55% от всего экспорта страны.

Еще одна беда нашего малого бизнеса – необразованность работников. Вот статистика. Сельское хозяйство – 81% занятых без профессионального образования, строительство – 65%, торговля – 59%. Неплохие показатели только в сфере финансов и страхования, но там занято гораздо меньше людей, чем в строительстве или аграрном секторе.

Сколько человек в Казахстане способны работать? Достаточно много – в 2020 году численность населения старше 15 лет составила 13,3 млн человек, из них 83% – трудоспособного возраста (16-63 лет для мужчин, 16-59,5 года для женщин). То есть сегодня к «рабочей силе» можно отнести 9,2 млн человек, а 4,1 млн – к «экономически неактивному населению» (49% – пенсионеры).

В принципе, рост рабочей силы есть. По сравнению с 2010 годом ее рост составил 570 тыс. человек, или 7%. И уровень экономической активности населения неплохой – 69% (почти такой же, как в странах ОЭСР – 73%). Но и здесь есть своя «ложка дегтя». У нас очень слабый уровень «инклюзивности рабочей силы» как по возрасту, так и по физическому состоянию. Так, уровень экономической активности лиц предпенсионного возраста (от 55 до 64 лет) в РК составляет 55%, тогда как в Японии и Швеции – 78% и 82% соответственно. «Работники старшего возраста воспринимаются работодателем как менее продуктивные и хуже адаптирующиеся к изменяющимся потребностям бизнеса», – подчеркивается в докладе.

Также наблюдается низкий уровень занятости у лиц с инвалидностью (ЛсИ) – 23%, что в 2,2 раза ниже показателя Евросоюза (50,8%). Основными барьерами для трудоустройства ЛсИ являются отсутствие подходящей работы, недостаток технического и профессионального образования или неподходящие условия труда.

Зато у нас много самозанятых – 23% от всего занятого населения, что соответствует уровню таких стран, как Турция, Греция, Мексика, Южная Корея.

Только вот эта категория у нас самая рисковая. Эта та пресловутая «пенсионная бомба», которая должна взорваться уже через десяток лет. Самозанятые работники уделяют мало внимания своей будущей пенсии, поэтому по окончании трудовой деятельности многих из них ожидают неприятные сюрпризы. Даже те самозанятые, которые вносят пенсионные взносы, не могут рассчитывать на достойный уровень жизни в будущем.

Особенно отчетливо это проявляется в сельском хозяйстве. Уровень доходов самозанятых на селе весьма далек от достойных значений. В 2020 году совокупный ежемесячный доход 71% самостоятельно занятого населения в сельском хозяйстве не превышал 80 тысяч тенге. Как говорится: «Зарплата не очень, зато работа сложная».

Характерно, что 75% всех самозанятых на селе в стране работают в южных регионах – Туркестанской, Алматинской и Жамбылской областях. Здесь самая большая плотность населения и высокие темпы рождаемости. Эти факторы давно оказывают давление на рынок труда в регионе.

Как и в МСБ, отличительная черта самозанятых – низкая образованность. Лишь 28% из них имеет высшее образование. Среднее образование – у 32% самостоятельно занятого населения. Авторы полагают, что этот важный момент объясняет их низкую производительность. Исправить нынешнее положение вряд ли возможно, ведь 61% самозанятых старше 35 лет. Маловероятно, что они будут стремиться получить дополнительное образование.

Все это очень печально, потому что среди наемных работников картина совсем другая. В этой категории люди стремятся повысить свои компетенции. Если в 2015 году доля работников с высшим образованием была 38%, а со средним специальным – 33%, то сегодня уже 43% занятых имеют высшее образование, а 39% – среднее специальное (ТиПО).

И вот еще перекос. Самые высокообразованные работники заняты в трех мегаполисах страны – Алматы, Нур-Султане и Шымкенте, где более 60% работников закончили вузы. Это связано с тем, что половина (53%) вузов по Казахстану расположена в этих городах. Также 48% всех действующих предприятий страны, головные офисы национальных и иностранных компаний сконцентрированы в трех городах, что повышает конкуренцию как среди бизнеса, так и среди трудовых ресурсов, стимулируя к непрерывному развитию.

На этом на сегодня все, продолжим обзор в следующих колонках.

 

Андрей ЗУБОВ

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -