Сколько казахстанцев не умеют читать?

60416

«Треть жителей РК неграмотны». Такой заголовок я прочитал на одном новостном сайте, который уже несколько лет хочет влезть в десятку самых популярных в РК, но не может.

Отсюда – такие диковатые заголовки. При подробном знакомстве с текстом выяснилось, что автор хотел сказать не то, что сказал. Имелась в виду функциональная грамотность, а это вопрос отдельный. Однако сайт добился своего – его пользователи (которые дальше заголовков ничего не читают) сделали вывод, что у нас в стране чуть ли не 6 миллионов безграмотных.

Джон Джуд Паленкар "Поклонение шторму"

Это не так. Казахстан относится к странам с очень высоким уровнем грамотности – 99,8%! Это все наследие проклятого тоталитарного времени, в котором всеобщая грамотность была идеей фикс. По этому показателю мы оставляем позади и Австрию, и Бельгию, и Канаду, и Францию с Германией, не говоря уже о США. Кстати, самые безграмотные страны это – Чад и Нигер (умеет читать и считать там только каждый пятый), а самая грамотная страна – Норвегия, которая опережает нас на 0,2%.

Однако, есть и большая тревога. Грамотность теснейшим образом связана с чтением книг, и в этом плане у нас (как и у всего мира) проблемы. То, что современные люди стали меньше читать литературы, – это факт. Стоит ли из этого делать трагедию? Или как в известном анекдоте: «Это беда, но это не катастрофа»? Давайте разбираться.

Сколько человек в Казахстане не прочитали за жизнь ни одной книги? Этого не знает никто. У нас вообще с человеческой статистикой неважно. Сколько газа продано за границу, мы знаем, а вот сколько стихотворений выучено наизусть среднестатистическим уроженцем РК – нет.

Есть, правда, цифры, говорящие о том, как государство заботится о начитанности своих граждан. Данные потрясают. В 2020 году в Казахстане было построено 10 крупных ТРЦ, 10 крупных крытых рынков, 55 торговых домов, 57 супермаркетов, 41 ресторан и 54 кафе.

Кроме этого, был построен 1 (один) книжный магазин в Акмолинской области и 2 (две) библиотеки – в Атырауской и в Павлодарской областях. Это при том, что Министерство культуры объявило 2021 год «Годом поддержки детского и юношеского чтения». К слову сказать, на дворе – июль, а поддержка детского и юношеского чтения, по-моему, еще не началась.

Впрочем, все это лирика, и надеяться на государство, которое считает образование не более чем «образовательной услугой», особо не следует (прочитайте, например, монографию «Образовательная услуга как товар на рынке Республики Казахстан» и вы все поймете). Надеяться на государство нет смысла еще и потому, что затраты на культуру в Казахстане ничтожные и унизительные – в 2019 году на категорию «Культура, спорт, туризм» было выделено… 0,89% бюджета!

Сравните: доля расходов госбюджета Венгрии на культуру – 3,3%. Затраты всего Евросоюза на культуру (без спорта и туризма!) составляют 1% ВВП, или больше 150 миллиардов евро. Это больше, чем идет на поддержку ЖКХ (0,6% ВВП) и защиту окружающей среды (0,7% ВВП), но меньше затрат на образование (4,7%), здравоохранение (7,1%) и социальное обеспечение (19,1%).

Так что, надежда только на семью – на то, что именно папа с мамой научат ребенка читать книжки. И вот тут появляется, условно говоря, «Засада №1». Оказывается, детство большинства 30-летних пап и мам пришлось на зарю независимости государства. Это было начало 1990-х годов, когда в стране было явно не до чтения Набокова или Есенберлина.

Тогда важнее было достать лишний килограмм вермишели и накормить будущих граждан суверенной державы. Так что большинство нынешних родителей сами не в ладах с книгочтением. Мало того, они всерьез полагают, что чтение – только отнимает у человека время и смысл «Мастера и Маргариты» можно за пять минут понять из сайта «БрифЛи – Краткое содержание главных книг в истории».

Есть еще бабушки с дедушками, которые выросли в самой читающей стране в мире (Про «самую читающую страну» – истинная правда, поскольку книги для огромного слоя советской интеллигенции были главной ценностью, все остальные ментальные «окна» были сплошь идеологизированы). Они могут искупить свою вину в необразованности детей, образовывая внуков. Они могут объяснить, что чтение формирует словарный запас; расширяет кругозор; учит психологии, риторике и логике; позволяет понять самого себя и так далее.

И вот здесь начинается «Засада №2» – ребенок не хочет читать. Это вполне естественно, потому что сегодня существует множество более легких и приятных способов познания мира. Люди просто переключились со второй сигнальной системы на первую. Сегодня не нужно переводить символы-буквы в образы, можно этими образами сразу же мыслить. Правда, передать только образами сложные душевные переживания не получится, но, может, оно уже и не надо? К слову сказать, некоторые социологи видят в клиповом мышлении откат к первобытному восприятию мира, и в чем-то они правы.

Умрет ли полностью литература? Нет, конечно. Просто уменьшится тот высокодуховный слой, который будет получать наслаждение от чтения книг. В принципе, этот слой уже и так уменьшился до «европейских» размеров – это когда в обществе не более трети взрослых людей любят и понимают литературу. Очень важно этот слой не просто сохранить, но еще и расширить. В наших условиях сделать это можно только в семье.

 

Андрей ЗУБОВ

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -