Эй, журналисты! С вещаньем на выход!

67630

Недавно я с удивлением прочитал вот эту новость. «В Казахстане ежегодно выпускается более тысячи журналистов из 34 вузов. Около 60% выпускников устраивается на работу по специальности. Это значит, что процесс обучения по журналистике в вузах еще не усовершенствован». Пишут, что это всё произнес очень ответственный чин из самого Министерства информации и общественного развития.


Иван Владимиров, «Чтение газеты», 1919

В этой новости прекрасно всё! Во-первых, 34 кафедры журналистики. При Советской власти, по-моему, на весь Казахстан было всего две кафедры, и никто не жаловался. Во-вторых, тысяча журналистов в год. За 30 лет – 30000 журналистов? Целый стадион? В-третьих, логично возникающая цифра о том, что 60% выпускников устраивается на работу по специальности. Это как в анекдоте «Заходит в бар пиарщик, рекламщик, переводчик и журналист, а бармен говорит: «Что, Тимоха, четыре диплома есть, а работы всё нет?».  И, наконец, последний тезис чиновника вызвал у меня вообще нервный смех: «Процесс обучения по журналистике в вузах еще не усовершенствован». Это точно. И «процесс не усовершенствован», и «обучение по журналистике» - тем более. 

Я уже писал на эту тему, но повторюсь ещё раз. Если в стране есть 34 кафедры по какой-то специальности, то должно быть и не менее 170 высококвалифицированных (!) преподавателей для этих кафедр – хотя бы по пять душ на кафедру. Есть у нас столько сильных педагогов по журналистике? Нет. Поэтому мы и получаем то, что получаем. 1000 молодых «журиков» в год. Причем половина из них с трудом может сказать, чем парламент отличается от правительства, и что такое атрибуция. Кстати, уничижительное слово «журики» появилось не так давно – ещё одна примета нашего времени.  

Помимо того, что почти на всех наших кафедрах журналистики не учат практически ничему (говорю это уверенно, потому что уже много лет каждый день работаю с молодыми журналистами), у них вообще отбивают охоту быть личностями. Разумеется, за редкими исключениями. 

Вот тройка самых распространенных «грехов» обычного выпускника казахстанского журфака. 

Первый – неумение владеть языком повествования и обилие штампов. Откуда у ребят появляется огромный набор канцеляризмов? Ясное дело – из стен родного вуза. «Озвучил», «опрашиваемые», «по данному вопросу» и т.д. – их любимые словечки. Далее идут уж совсем типичные словесные клише. «Беспрецедентные меры», «Из достоверных источников стало известно», «Как сообщил официальный представитель», «Власти делают всё возможное», «Разговор перешёл в плоскость», «На период проведения оперативно-профилактических мероприятий», «Разобраться в хитросплетениях», «Окунуться в атмосферу», «Не имеет аналогов за рубежом», «Президент дал поручение» и т.д. 

На втором месте – непонятное стремление постоянно общаться с властями. Многие молодые журналисты считают главным заседания госорганов, комиссий или комитетов, а не общение с живыми людьми. Они искренне полагают, что в отчётах этих комиссий и скрыта истина. Пресс-релиз для них - как Тора для раввина. При этом вскоре их диалог с властью переходит вот в такой шаблон. «Господин аким! Я пришёл, чтобы взять у вас интервью!». «Вы напишите сами, а потом дайте мне на просмотр!» «Пожалуйста, уже написано! Ознакомьтесь!».  

Наконец, третий грех - отсутствие этики. Очень много выпускников считают вершиной журналистского ремесла современные криминальные сводки, которыми кишат наши телеканалы, сайты и паблики в соцсетях. При этом они часто не понимают, почему нельзя сообщать до суда фамилии участников конфликта, показывать их лица, и уж тем более – давать свою оценку происходящему. Мне искренне жаль, что в институте их не научили к любому человеку относиться с почтением и уважением…

Справедливости ради нужно сказать, что есть и вторая часть выступления человека из министерства. Вот она. «В сентябре этого года на базе одного из вузов страны откроется специальность «Журналистика: аналитика и расследования». Студенты здесь получат широкие знания в сфере права, экономики и будут владеть навыками поиска, анализа и отбора релевантной информации, факт-чекинга, проводить журналистские расследования в широких и узких сферах».

Вот за эту новость я двумя руками «За!». Я полагаю, что в будущем, которое, как известно, началось вчера, больше всего будут востребованы четыре категории журналистов. Это – новостники-компиляторы (умеющие за час в одном тексте на 1500 знаков ответить на вопросы «Что?», «Кто?», «Где?», «Когда?», «Почему?» и «Что лично мне от этого будет?»), мастера «активного репортажа» (расскажу в следующих текстах), аналитики и журналисты, работающие в жанре расследования. Последняя категория – самая неблагодарная и трудоёмкая. Ее замечательным представителем был, конечно, Геннадий Бендицкий. Рекомендую всем молодым людям, решившим посвятить себя непростому журналистскому ремеслу, обязательно почитать все его материалы. 

Андрей Зубов

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -