Большая Евразия: потенциал развития интеграционного партнерства

12586
Фото: АО «ОТЛК ЕРА»

Усиление транзитных возможностей ЕАЭС – важное направление развития, целью которого является улучшение и расширение транспортной инфраструктуры, упрощение процедур таможенного контроля и содействие свободному перемещению грузов через территорию Союза. Это способствует развитию торговли и экономическому сотрудничеству между странами – членами ЕАЭС, а также обеспечивает более эффективные и быстрые транзитные пути между Европой и Азией.

АО «Объединенная транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс» нацелено на развитие транзитного потенциала ЕАЭС путем внедрения передовых логистических технологий, которые требуют скоординированных действий всех участников перевозочного процесса, в первую очередь – железных дорог и регуляторов. Целью компании является создание нового качественного уровня взаимодействия для решения логистических задач и установления новых стандартов в области транспортного обслуживания в Евразии.

В основе бизнес-модели компании лежит история и многолетний опыт развития взаимоотношений железных дорог колеи 1520 мм с железными дорогами Китая и Европы.

Базовый маршрут АО «ОТЛК ЕРА» в западном направлении пролегает от станций и терминалов на казахстанско-китайской границе и следует по железным дорогам Казахстана, России и Беларуси до станций и терминалов на границе со странами ЕС. В обратном направлении по тому же маршруту через страны ЕАЭС грузы в контейнерах следуют из стран ЕС в Китай и страны Юго-Восточной Азии.

«Наши партнеры на сопредельных инфраструктурах железнодорожной колеи 1435 мм осуществляют начальную или финальную стадию доставки контейнеров до ключевых пунктов в Европе или Китае. Хорошей иллюстрацией эффективности нашей кооперации является тот факт, что перевозка 9 из 10 контейнеров в железнодорожном сообщении Китай – Европа – Китай осуществляется сегодня в наших сервисах» Генеральный директор АО «ОТЛК ЕРА» Алексей Гром

АО «ОТЛК ЕРА» – первый интеграционный проект на территории ЕАЭС в области развития контейнерного транзита с паритетным участием компаний-учредителей: ОАО «Российские железные дороги», АО «НК «Казахстан Темир Жолы» и ГО «Белорусская железная дорога».

«Состав акционеров компании и паритет в подходе к формированию уставного капитала общества, где доли в равной степени распределены между участниками, определяет и подчеркивает интеграционный характер нашей деятельности. Именно уровень интеграции в международных перевозках во многом сегодня является ключевым в целях создания успешного и эффективно функционирующего транспортного проекта. Интеграция технологий, инфраструктурных возможностей, компетенций и профессионализма» Алексей Гром

Компания ежесуточно отправляет от 20 до 30 поездов на МТК «Восток-Запад», обеспечивая в кооперации с перевозчиками и партнерами высокую скорость движения, ритмичность отправок и 100% сохранность груза в пути следования. Важно также отметить долгосрочность тарифной политики в отношении перевозок АО «ОТЛК ЕРА». В отличие от иных видов транспорта, где стоимость услуги даже в течение одного месяца может существенно меняться, тарифы компании пересматриваются ежеквартально и в то же время практически неизменны на протяжение всего года, что позволяет клиентам строить долгосрочные планы на перемещение товаров по железным дорогам Евразии.

Конкурентные преимущества евразийского железнодорожного транзита нашли свое отражение в итоговых цифрах объемов перевозок АО «ОТЛК ЕРА». С 2015-го – года начала операционной деятельности компании, когда было перевезено около 40 тысяч ДФЭ, объем транзитных перевозок в сервисах компании увеличился кратно и составил в 2022 году без малого 700 тысяч ДФЭ. По итогам 2023 года в компании ожидают повторения рекордных цифр прошлого года.

«Хочу обратить особое внимание, что уровень взаимодействия и количества оперативно принимаемых решений сегодня максимальный за всю историю работы ОТЛК ЕРА. Это связано с тем, что ситуация требует именно таких оперативных решений» Алексей Гром

В то время, когда рыночная реальность подтолкнула экспортеров больше фокусироваться на восточных клиентах и грузополучателях, в АО «ОТЛК ЕРА», базируясь на своей позиции интегратора компонентов транспортно-логистической услуги в транзите, смогли предложить рынку высвободившийся парк вагонов. В действительности это привело к росту объемов в коридоре экспортных и импортных перевозок. То есть с целью минимизировать порожний возврат на направлении из Европы в Китай освобождающийся парк вагонов и контейнеров передислоцируется на сеть железных дорог Беларуси или России под экспортные грузы для отправки в направлении Китая в составе ускоренных сервисов компании. Так были оперативно организованы и уже стали традиционными отправки различных номенклатур грузов из центральных и восточных регионов России. Также существенно увеличились отправки минеральных удобрений в контейнерах в КНР через сухопутные пограничные переходы Казахстана. К ним, в частности, можно отнести отправки калийных удобрений, перевозимых в контейнерах из Республики Беларусь в Китай. Этот сервис демонстрирует возможность перевозки в евразийских ж/д сервисах практически любых грузов. Новые точки роста и новую географию продаж продукции получили производители пиломатериалов, металлов, целлюлозы, картона, продукции химической промышленности и т.д.

«Сегодня мы видим, что экспортеры из Беларуси и России все активнее используют этот инструмент, а мы с удовольствием предлагаем такую возможность» Добавляет глава АО «ОТЛК ЕРА»

Практически все, а именно 98% перевозок компании, следуют через Казахстан. Стратегическим направлением развития, несмотря на некоторое падение, остается транзитное сообщение на трейде «Китай – Европа – Китай» – доля этих перевозок составляет порядка 30%. Примерно 40% занимают перевозки из стран ЕАЭС в Китай, и 30% приходится на перевозки из Китая в страны ЕАЭС. Таким образом, перевозки по сообщениям распределены в действительности паритетно.

За последние 7 лет работы также существенно изменилась география перевозок, с открытием новых направлений и станций погрузки в Китае, странах ЕАЭС и Европы. Спрос на железнодорожные контейнерные перевозки в Евразии продолжает расти. Коридор подтвердил свою эффективность и конкурентоспособность.

Только в текущем году на карту деятельности АО «ОТЛК ЕРА» было добавлено 70 новых маршрутов. Из них 53 проходятся на направление Китай – Россия, 10 на направление Китай – Беларусь, 5 на направление Беларусь – Китай и 2 на направление Китай – Европа. Были добавлены 5 новых точек погашения грузов на территории РФ; 3 точки зарождения и погашения грузов в Беларуси, а также 4 новые точки зарождения импортных грузов в Китае.

Таким образом, евразийские транзитные контейнерные железнодорожные перевозки в весьма переменчивых и противоречивых условиях внешней среды продолжают показывать свою стабильность и способность к адаптации к различным уникальным вызовам.

«Сегодня мы ставим целью продвижение и реализацию инициатив, направленных на повышение конкурентоспособности евразийских железнодорожных сервисов. Одним из таких проектов является дальнейшая цифровизация процесса перевозок» Алексей Гром

Внедрение цифровых решений является одним из основных факторов конкурентоспособности транзитных контейнерных ж/д перевозок в среднесрочном периоде и может способствовать привлечению на железнодорожные маршруты значительных объемов грузов. Электронный документооборот, единый электронный стандарт накладной и электронные ЗПУ помогут оптимизировать перевозочный процесс на всех этапах и при полноценном введении станут безусловным преимуществом при выборе способа транспортировки у грузоотправителей.

«Вместе с тем хотелось бы выразить признательность нашим акционерам, партнерам и клиентам за то, что наша совместная успешная деятельность позволяет осуществлять важные социальные проекты в Казахстане, России и Беларуси» Алексей Гром

Благотворительные затраты Общества увеличиваются пропорционально росту доходов, что позволяет планомерно наращивать объемы помощи. В частности, за 5 лет сотрудничества с постоянными партнерами – некоммерческими организациями и благотворительными фондами России, Беларуси и Казахстана – на регулярной основе реализуются проекты оказания помощи детям, нуждающимся в различных видах помощи (медицинской, социальной и др.), детским учреждениям, малоимущим гражданам, людям с ограниченными возможностями, ветеранам войны и труда.

Ряд социальных проектов компании направлен на поддержку экологических инициатив. С 2020 года на территории Казахстана успешно реализуется программа по спасению редкого вида оленей, восстановлению тугайных лесов.

Кроме того, АО «ОТЛК ЕРА» является учредителем двух юношеских турниров, в которых юные футболисты и хоккеисты из ведущих школ России, Казахстана и Беларуси имеют возможность посоревноваться со сверстниками из спортивных школ Европы и Азии.

«Заниматься такими проектами – большое удовольствие и дополнительная мотивация на достижение новых рекордов в производственной деятельности» Алексей Гром

Тимур РАЕВ

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -