Повышение тарифов на связь и интернет: Юридический анализ ситуации

23991
Фото: liter.kz

Сегодня одним из болезненных вопросов является повышение операторами тарифов на услуги сотовой связи и доступа к Интернету. По некоторым данным, в этом году операторы повысили свои тарифы в пределах от 8 до 50% и непонятно прекратится ли такая тенденция, особенно на фоне комментариев министра Багдата Мусина о дешевизне тарифов.

Закон о связи предусматривает, что тарифы на услуги связи устанавливаются операторами самостоятельно, но при этом делает оговорку, что это происходит на основе обоснованных затрат. Но вот что такое обоснованные затраты закон не раскрывает.

Максим Баженов Юрист

Иные акты законодательства также не отвечают на вопрос, что следует понимать под обоснованными затратами. В законодательстве используется и раскрывается (хоть и недостаточно подробно) схожее понятие «экономически обоснованные затраты», но это делается в актах, которые не применяются к операторам связи. Следовательно, остается немалый простор для очень субъективного понимания обоснованных затрат и остается только догадываться какой смысл придают им сами операторы связи.

Государство, со своей стороны, не регулирует и не устанавливает тарифы на рынке сотовой связи и доступа к Интернету (кроме цен на универсальные услуги связи, оказываемые в сельских населенных пунктах, и некоторых иных очень специфичных случаев), поскольку он не отнесен ни к сфере естественной монополии, ни к общественно значимым рынкам, а также поскольку операторы связи не относятся к предпринимателям, тарифы на чьи услуги регулируются государством.

Однако так как на нашем рынке связи присутствуют, по сути, только два оператора (АО «Казахтелеком» и ТОО «Кар-Тел») с долей каждого более 30%, то антимонопольный орган может провести (и, как говорится в общедоступных источниках, в настоящее время проводит) проверку в том числе на предмет злоупотребления доминирующим положением на рынке связи. Но вопрос злоупотребления таким положением не так легко доказать.

Государство (в лице Комитета телекоммуникаций) может также проверить обоснованность установления операторами связи своих тарифов, а точнее проверить действительно ли они установлены на основе обоснованных затрат. Но в данной ситуации возникнет проблема неопределенности понятия обоснованных затрат, что может серьезно затруднить проверку.

В этом вопросе есть также и другая проблема, а именно проблема постоянного повышения операторами связи своих тарифов и проблема того, как они могут это делать.

Ранее операторы могли изменять условия тарифного плана абонентов, в том числе повышать тариф только с согласия абонентов (в случае с изменением базового тарифа – согласие не требовалось, но изменение допускалось не чаще одного раза в год).

Однако с 31 марта текущего года ситуация изменилась, были приняты Правила оказания услуг связи в новой редакции и теперь операторы могут изменять тариф в одностороннем порядке без получения какого-либо согласия от абонентов. Однако повышение должно быть на основе обоснованных затрат – тех самых непонятных обоснованных затрат.

При этом операторам запретили изменять сами тарифные планы, то есть получается оператор может повысить тариф, а вот увеличить объем услуг по тарифу (добавить количество минут, смс, гигабайт и пр.) он не может.

Получается, что Правила в сегодняшней редакции позволяют операторам в одностороннем порядке повышать тариф. Такая ситуация, возможно, и отвечает потребностям текущего времени (увеличение количества абонентов, нагрузки на сети и пр.) и, конечно интересам операторов, но вот отвечает ли она интересам абонентов, вопрос достаточно спорный, если не сказать очевидный.

Так дело обстоит с услугами сотовой связи (и услугами доступа к сети Интернет посредством сотовой связи), а вот с услугами доступа к Интернету (посредством не сотовой связи) ситуация немного иная. До 31 марта текущего года операторы не имели права менять условия тарифного плана без согласия абонентов (при этом такое согласие подразумевалось, так как при несогласии абонент должен был направлять заявление о своем несогласии – что, конечно, тоже вызывало ряд вопросов).

Теперь же операторы могут изменять условия тарифного плана в одностороннем порядке без получения согласия абонентов, но только если речь не идет о повышении тарифа в связи с изменением объема включенных в тарифный план услуг – здесь согласие абонентов требуется.

Вроде хоть какая-то защита прав абонентов, оператор не повысит тариф без согласия абонента, но не все так однозначно. Правила молчат в отношении того, а нужно ли согласие абонентов, если оператор повышает тариф без изменения объема услуг (то есть просто повышает тариф и не увеличивает количество гигабайтов и пр.). 

Исходя из общего посыла и иных положений Правил, можно сделать вывод, что в таком случае никакого согласия абонентов и не требуется. Как минимум, нет прямого указания, что оно требуется, а в таком случае, что может помешать операторам воспользоваться пробелом и в одностороннем порядке повышать свои тарифы, не изменяя при этом объем услуг?

Вышестоящие акты в рассматриваемых вопросах не помогают защитить права абонентов. Закон о связи не регулирует вопросы изменения тарифов. Гражданский кодекс, в свою очередь, предусматривает, что изменение цены после заключения договора допускается только в случаях и на условиях, предусмотренных в том числе договором.

Анализ публичных договоров операторов связи, находящихся в свободном доступе, показал, что они содержат в себе право оператора изменять тариф. А раз договором это предусмотрено, то нарушений норм Гражданского кодекса нет. Здесь, конечно, есть пространство для спора – но тем не менее перспектив оспорить повышение тарифа, ссылаясь на нормы кодекса, не так много.

Здесь есть еще и целый ряд иных проблем, но на сегодня ситуация выглядит таким образом, что абоненты являются, по сути, беззащитными в отношениях с операторами связи. Последние могут устанавливать и повышать свои тарифы без каких-либо четких границ и в большинстве случаев без какого-либо согласия абонентов.

Возможно, эту проблему поможет решить государственное регулирование тарифов операторов связи, что неоднократно предлагалось, в том числе со стороны государственных органов. Все-таки услуги связи и доступа к Интернету в современных реалиях очень даже общественно значимые. Но не уничтожит ли такой подход конкуренцию на этом рынке, хотя, а есть ли она там сейчас…

Максим Баженов, юрист

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -