Светлана РОМАНОВСКАЯ: Нарушения фиксируются во всех сферах

61009

Воспитание осознанного потребителя – цель образовательной программы, запущенной по инициативе Национальной лиги потребителей. Так, в 2022 году Национальной лигой потребителей издан четвертый электронный учебник по защите прав потребителей, на казахском и русском языках. Второй проект лиги – развитие Академии потребительского образования.

О том, почему важно воспитать осознанного потребителя, рассказала председатель Национальной лиги потребителей Светлана РОМАНОВСКАЯ.

В рамках проекта на базе вузов открываются представительства лиги, которые станут базовыми центрами для просвещения потребителей, повышения их правовой грамотности в вопросах защиты своих прав и законных интересов.

Пока в этот проект вовлечены десять регионов. Надеемся, что уже с марта Академия потребительского образования будет работать во всех вузах страны, где на первом этапе проекта предусмотрено обучение преподавателей. Мы воспитываем в молодых людях активную гражданскую позицию для того, чтобы они умели защищать не только свои права, но и права всех потребителей. Светлана Романовская

Развитие этого проекта особо важно в регионах, где много лет говорят о дефиците юристов, защищающих права потребителей. Студенты, как передовая часть общества, обладающая знаниями в области права, сможет проявлять себя с позиции общественного контроля, давать предложения по улучшению нормативно-правовой базы. Светлана Романовская считает, что для защиты прав потребителей в суде не обязательно иметь юридическое образование, достаточно быть членом организации по защите прав потребителей.

Сегодня сфере защиты прав потребителей необходимы специалисты из разных областей, так как все сферы предпринимательства создают услуги и товары. Учитывая, что сегодня рейтинги вузов складываются и из такого индекса как трудоустройство выпускников, студентам полезно приобретать практические навыки. Романовская убеждена, что только грамотный потребитель может очистить рынок от недобросовестных предпринимателей.

Сегодня растет количество контрафактной продукции с фиктивными сертификатами качества, которые несут угрозу здоровью населения. Только за 2022 год специалисты Лиги потребителей Казахстана вместе с госорганами выявили около 9 000 опасных товаров, в большинстве своем импортных. Речь идет о 30% поддельной продукции – это критическая цифра. При этом госорганы игнорируют наши обращения по этому поводу. Но если не принять срочные меры, то рынок может быть заполонен продукцией, которая не соответствует стандартам безопасности. Светлана Романовская

Добросовестные же предприниматели, которые стремятся выпускать качественный товар, задыхаются от вторжения контрафакта на рынок, поскольку сложно конкурировать с подделками. К тому же подпольные производства не платят налоги, качество не соблюдают.

С этими проблемами мы не раз обращались в Министерство здравоохранения, в Комитет санитарно-эпидемиологического контроля и в конце концов добились поправок в законодательство: теперь на жалобы потребителя, при обнаружении поддельной продукции, госорганы обязаны немедленно реагировать. В противном случае предусмотрена административная ответственность. Председатель Национальной лиги потребителей

Анализируя статистику обращений, она отметила, что больше всего жалоб поступает на услуги, связанные с электронной торговлей. Проблема заключается еще и в том, что в стране нет независимой экспертизы. А сервисные центры зачастую отказывают в экспертизе, потому что не хотят участвовать в судебных процессах, к тому же здесь сложная доказательная база.

Когда мы идем с исковым заявлением в суд, то нас не допускают к участию в экспертизе, хотя это предусмотрено законом. Мы не раз поднимали вопрос о независимой экспертизе. Нас все-таки услышали, и сейчас разрабатывается новый закон о защите прав потребителей, где, надеемся, этот вопрос будет прояснен. Светлана Романовская

Чаще стали поступать жалобы на качество пищи в кафе и ресторанах, много нареканий на уровень преподавания в школах и вузах, качество медицинских и косметических услуг. Нет ни одной сферы, где бы не нарушались права потребителей, подчеркивает госпожа Романовская.

Волнует потребителей и проблема задержек авиарейсов. Как известно, при задержке рейса за каждый час просрочки начисляется 3% от суммы билета, через два часа необходимо предоставить напитки, через четыре – горячее питание, через шесть – гостиницу. Авиаперевозчики поняли, что это накладно, поэтому они просто отменяют рейсы, а через четыре-шесть часов предоставляют тот борт, который пришел с опозданием. То есть, компании нашли лазейки в законодательстве, где сказано, что можно отложить рейс и предоставить билет на другой, ближайший. Но за отмену рейса предусмотрена административная ответственность, хотя многие об этом не знают.

Лига потребителей добилась и того, чтобы вместе с СМС-сообщениями теперь на телефон пассажира будет приходить информация о правах потребителей в этой сфере. Также Лига потребителей добилась разработки стандарта на разовые вейпы. Теперь они классифицируются, как никотиносодержащая, подакцизная продукция, которая не может реализовываться на кассах торговых точек.

Алексей НАЗАРОВ, Алматы

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -