Адаптация к новым реалиям продолжается

65390

Организация логистики остается важнейшим вопросом международной повестки. Казахстан выстраивает новые альтернативные маршруты экспорта, привлекает перспективные компании из соседних стран. Все это способствует развитию рынка грузоперевозок. Однако появляются и новые вызовы – качество логистики должно соответствовать мировым стандартам.

За 10 месяцев 2022 года транспортные компании Казахстана перевезли 3,1 млрд тонн груза и багажа. Это на 2,9% меньше, чем годом ранее. 

Перераспределение потоков

Почти половина грузоперевозок пришлась на три области: Карагандинскую (592,7 млн тонн), Абайскую (449,4 млн тонн) и Костанайскую (241,8 млн тонн).

Львиная доля перевозок приходится на автомобильный транспорт – 81,4% (2,5 млрд тонн груза и багажа с начала года). Правда, и падение объемов здесь чуть больше – на 3,7% по сравнению с показателями прошлого года. Это связано в том числе с перераспределением транспортных потоков. Так, на 28,2% выросли перевозки морским транспортом – это связано с развитием альтернативных маршрутов через порты Каспийского моря. На 3,3% увеличился объем транспортировки по трубопроводам. Показатели железнодорожного транспорта сохранились примерно на том же уровне (340,4 млн тонн).

Доходы от грузоперевозок составили 2,7 трлн тенге, увеличившись на 16,3% за год. При этом в категории автомобильного транспорта рост доходов существенно выше среднего – он составил 59% год к году (272,7 млрд тенге). Однако несмотря на впечатляющий рост доходов и лидерство по объемам перевезенных грузов автомобильным транспортом, в стоимостном выражении наиболее доходными сегментами оказались трубопроводный и железнодорожный транспорт (1,42 трлн и 998 млрд тенге). Это говорит о том, что автомобильные перевозки остаются наиболее экономичным способом организации логистики.

Китай взялся за логистику

В Китае опубликовали План по развитию современной логистики до 2025 года. Госсовет КНР ставит цель ускорить создание современной логистической системы в стране. В документе подчеркивается необходимость повысить эластичность цепочек производства и поставок, снизить издержки на транспортировку грузов. Для этого будут строиться дополнительные транспортные узлы, развиваться международные и внутренние маршруты, совершенствоваться логистические услуги. Современная логистическая система, по мнению китайских экспертов, должна быть эффективной, а значит, «умной». Это говорит о значимости автоматизации предприятий отрасли, важности использования цифровых инструментов для управления логистикой.

Китай является значимым торговым партнером Казахстана. Для дальнейшего углубления экономических отношений двух стран важно симметрично развивать логистический рынок, не отстать по уровню организации процессов и внедрении технологий. Это позволит организовать бесшовное экономическое взаимодействие с КНР, повысит значимость Казахстана как связующего звена для китайско-европейской торговли.

Маркетплейсы идут в Казахстан

Казахстанский рынок e-Commerce переживает взрывной рост. Это привлекает в страну крупнейших игроков из соседних стран. Так, развитие бизнеса в Казахстане начинает маркетплейс Wildberries. Заместитель премьер-министра – министр торговли и интеграции РК Серик Жумангарин в рамках рабочей поездки в Москву провел встречу с генеральным директором компании Татьяной Бакальчук.

Российская компания попросила казахстанских коллег содействовать в выборе места для развития инфраструктуры маркетплейса в Казахстане. Кроме этого, председатель правления АО «Казпочта» Асель Жанасова и Татьяна Бакальчук подписали меморандум о намерениях, который предполагает готовность сотрудничать в части магистральных грузовых перевозок из РФ в Казахстан и по территории страны, предоставления складских помещений в аренду для маркетплейса. Руководство компании планирует приехать в Казахстан в январе 2023 года для детального ознакомления с потенциальными местами размещения складов маркетплейса и обсуждения условий сотрудничества.

Развитие маркетплейсов является одним из драйверов логистического рынка. Открываются новые возможности для организации международных и внутренних перевозок. Например, сейчас основная доля онлайн-торговли в РК приходится на крупные города. Однако компании из сферы e-commerce начинают движение в регионы: остро встает вопрос организации оперативной доставки по территории страны.

Сотрудничество с Азербайджаном

Казахстанская делегация во главе с председателем правления АО «НАК «Казатомпром» Ержаном Мукановым посетила Азербайджан и провела ряд встреч с высокопоставленными официальными лицами. Центральным вопросом являлся транзит казахстанской урановой продукции через территорию Азербайджана. Дело в том, что поставки казахстанского урана на мировой рынок осложнились из-за отказа от российского транзита на фоне санкционных ограничений.

Альтернативным каналом экспорта стал Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ). Однако при транзите через Азербайджан возникали случаи задержки выдачи разрешений на перевозку из-за локальных регуляторных требований. Стороны договорились о расширении сотрудничества и устранении возникающих барьеров.

Так, ТМТМ становится одним из ключевых маршрутов для экспорта казахстанской продукции. В его развитии заинтересованы государство и крупнейшие компании страны, поэтому возникающие сложности решаются на высшем уровне и достаточно оперативно. Перевозчикам стоит обратить внимание на это направление, как одно из перспективных для развития бизнеса.

Рената ЗОБОВА, директор казахстанского представительства международной Биржи ATI.SU

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -