Бауржан ШУКЕНОВ: Миссия кино в том, чтоб отражать настроение общества

68336
Фото: Артура ЛЕБЕДЕВА

Заместитель председателя правления по производству Государственного центра поддержки национального кино Бауржан ШУКЕНОВ в мире кино неслучайный человек, почти 20 лет он возглавлял алматинский кинотеатр «Арман». Бауржан Камалович – Кавалер ордена литературы и искусства Французской Республики, председатель попечительского совета Фонда имени Батырхана Шукенова.

Мы встретились с ним в Париже, и в эксклюзивном интервью для «Делового Казахстана» он поделился с нами своими представлениями о кино в целом и рассказал о его перспективах в Казахстане. 

– Бауржан Камалович, на ваш взгляд, какое оно сегодня, казахстанское кино?

– Казахстанское кино на сегодняшний день представляет собой некий сложный симбиоз из разных составляющих. Есть независимое продюсерское кино, оно не просит денег у государства, ищет свои финансы и снимает свое кино. В основном – это жанры комедии и криминальные истории, рассчитанные на массового зрителя.

Второе направление зародилось буквально в этом году – одна из крупнейших кинотеатральных сетей стала компанией полного цикла. То есть, она имеет свои кинотеатры – достаточно большой процент в Казахстане, сама начала снимать ленты и показывает их в своих кинотеатрах. Это новшество дало достаточно хорошие результаты.

Третья линия – кино, снятое на деньги государства. Конечно, оно затрагивает особую тематику. Такое кино свободный продюсер не станет снимать, если рассчитывает вернуть вложенные деньги. На это способно только сильное государство, которое имеет возможность инвестировать в сложное, авторское кино.

Например, фильм «Паралимпиец», который показывался на фестивале казахского фильма в Париже. Или фильм «Дос-Мукасан», который сейчас с большим успехом идет в наших кинотеатрах. Или фильмы нашего маэстро Дарежана Омирбаева. Его фильм «Акын», снятый недавно, поднимает очень глубокие, философские темы. Да, ленты такого типа не могут рассчитывать на большой прокат, но имеют серьезный успех на международных фестивалях.

Ну, и как кино представляет тоже реальный интерес. И хотя «Акын» не собирает огромную аудиторию, но он настолько интересен и необходим зрителям, привыкшим к хорошей литературе, в классической музыке. Тем, кто любит прийти в кинотеатр и о чем-то подумать, увидеть историю на экране, которая оставит след в душе, в сердце, в голове. Вот такие три тенденции я вижу сегодня в Казахстане.

– Что собой представляет Государственный центр поддержки национального кино?

– Он был создан в 2019 г. согласно закону о кинематографии, как единый оператор по предоставлению государственного финансирования для поддержки производства и продвижения казахстанских фильмов, с целью развития кинопроката. Но работа центра была прервана из-за пандемии. Два года не было бюджетирования, кинотеатры не работали, кинопроизводство остановилось, продюсирования не было.

Так что только в этом году появились первые результаты работы центра. Это свыше 40 проектов – короткометражные, документальные и полнометражные ленты. Недавно был проведен большой питчинг, на котором из 200 проектов экспертная комиссия отобрала 58.

– То есть отобранные экспертной комиссией проекты получат на 100 процентов государственные средства для производства?

– Там есть разные категории. Например, социально значимые фильмы, проекты, которые поднимают проблемы, отражающие реалии нашего казахстанского общества, финансируются на 100 процентов от заявленной стоимости. Проекты других категорий могут получать меньшую поддержку.

– Это хорошо, что в Казахстане открывается все больше кинотеатров, но в их репертуаре по-прежнему превалируют американские фильмы, боевики...

– Да, это всеобщая ситуация. Голливуд превосходит всех. Но после выхода закона о кино мы должны довести до 30 процентов сборов от наших казахстанских лент. Это непросто сделать. Местные дистрибьюторы – независимые компании, предпочитают работать с американским, европейским кино.

Мы стараемся продвигать наше кино на выгодных условиях, но выбор остается за ними. Наш центр сам не занимается распространением картины. Мы передаем по договору права для перепродажи фильма непосредственно команде, которая его сняла, оставляя за собой исключительные права, как главный инвестор.

Мы стараемся идти по следам Франции. В свое время я провел 10 фестивалей французского кино в Казахстане и хорошо изучил его систему: как она построена, как государство регулирует отношения между производственниками в сфере кино, каким образом собирает деньги с тех, кто «потребляет» кино. Я считаю, это одна из лучших систем в мире, когда государство выстроило нормы творчества для пополнения или формирования бюджета для кино, кинопроизводства, кинопоказа и в целом – на аудиовизуальную сферу.

После войны американское кино также заполонило все экраны Франции. Тогда здесь была выстроена система, чтобы местный контент, французский, присутствовал не менее, чем на 49 или 50%. И все законодательное регулирование было направлено на это. Зачем? Затем, чтобы проблемы, существующие в обществе, в этой стране, показывались на экране, вскрывались, обсуждались и в конечном итоге делались какие-то выводы.

– А ваш центр занимается поиском дистрибьюторов в Европе и Азии?

– Мы пока работаем на собственный рынок, занимаемся продвижением национального кино. Основная наша цель – насытить собственный рынок, чтобы процент присутствия в прокате национального кино все время увеличивался. В Казахстан до пандемии завозилось около 400 фильмов с Запада. Мы должны насытить рынок на 30% нашими национальными проектами.

Когда мы этого достигнем, это позволит национальной кинематографии стать устойчивой. Люди, занятые в этой отрасли, – сценаристы, режиссеры, художники, композиторы, актеры, гримеры – будут все время иметь работу, кинотеатры получат национальный продукт для своего зрителя, который хочет смотреть кино про себя. И эта громадная машина закрутится, а индустрия постепенно освободится от опеки государства. Вот такую задачу мы потихоньку стараемся воплотить. Для того, чтобы выходить на международный рынок, нужно сначала наполнить нашу коллекцию полнометражных фильмов, которые мы смогли бы продавать в другие страны.

– Бауржан Камалович, на ваш взгляд, зачем вообще нужно кино? Какова его роль в обществе?

– Я считаю, что кино – это очень важное средство для поддержания баланса в обществе, оно позволяет не выплескивать проблемы на улицы. Показывая проблемы, побуждая людей обсуждать их между собой, после сеанса, мы оздоровляем общество. А наши кинотеатры не понимают этого, стараясь спрятать такое проблемное кино, они себе и обществу наносят вред.

Миссия кино заключается в том, чтобы отражать настроение жителей страны, указывать недостатки, проблемы, назревающие в обществе. И те художники, которые видят это, показывают в своих фильмах, побуждают общество обсудить, отрефлексировать недостатки, недовольство. Лучше это делать между собой, в спорах, на экране, чем ждать, пока это выльется в антиобщественные настроения. Я думаю, это и есть миссия кино, именно нашего кино.

Огулбиби АМАННИЯЗОВА, Париж

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -