МФО: как урегулировать спор

81567
Фото: Nurlan Tastanbekov/СР

В условиях экономической турбулентности банки все чаще отказывают казахстанцам в кредитах. Поэтому все чаще потребители финансовых услуг прибегают к помощи МФО. Так, темпы роста портфеля потребкредитов МФО существенно превышают темпы прироста банковского кредитования. Несмотря на минимальные суммы кредитов МФО – более 85% заемщиков имеют кредиты размером менее 150 тысяч тенге.

По оценкам Ассоциации финансистов Казахстана (АФК), в первом полугодии в структуре портфеля микрофинансовых организаций увеличивается доля микрозаймов, получаемых онлайн, – до 29%. Доля просроченной задолженности в ссудном портфеле МФО постепенно растет. Однако около 39% портфеля МФО составляют кредиты размером менее 150 тысяч тенге, при этом доля таких заемщиков – 85%.

В условиях активного роста необходимо поддерживать людей. И регулятор, и рынок постоянно работают над повышением финансовой грамотности, но такая работа должна сочетаться с защитой прав казахстанцев. 

В Казахстане действует порядок рассмотрения споров потребителей с МФО. До подачи иска к МФО потребитель может обратиться к финансовому уполномоченному, который рассматривает такие споры. Принятие и рассмотрение обращений потребителей осуществляется финансовым уполномоченным бесплатно, но казахстанцы чаще прибегают к помощи Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка.

Собеседник ДК – Ербол ОМАРХАНОВ, глава Ассоциации микрофинансовых организаций, говорит, что большая часть обращений клиентов МФО касается некорректного начисления пени. Поэтому урегулирование споров проходит в онлайн-режиме, что изменило положение самого омбудсмена.

– Зачем микрофинансовым организациям омбудсмен?

– Многие граждане в целях решения своих насущных бытовых проблем обращаются в микрофинансовые организации и получают микрокредиты. В силу различных социально-экономических причин не все заемщики вовремя осуществляют возврат микрокредитов МФО.

С учетом большого спроса на потребительские микрокредиты в последние годы в сегменте микрокредитования накопилось большое количество просроченных займов. Как следствие, увеличился поток жалоб, направляемых заемщиками на МФО в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка. С целью решения спорных вопросов, возникающих между МФО и заемщиками и вытекающих из договоров о предоставлении микрокредита, участниками этого рынка было принято решение о запуске работы микрофинансового омбудсмена.

– Что входит в его обязанности?

– Омбудсмен создан как Центр защиты прав потребителей микрофинансовых услуг. Основная задача центра – содействие заемщикам в досудебном урегулировании споров с МФО. Центр должен стать неким арбитражем, решения которого в части досудебного урегулирования задолженности станут обязательными для исполнения МФО, входящими в состав АМФОК.

– Как он выбирается?

– АМФОК создан для поддержки МФО и заинтересован в стабильном развитии рынка, что невозможно без защиты интересов потребителей услуг микрофинансовых организаций. Решение о создании Центра защиты прав потребителей микрофинансовых услуг было коллективным. Кандидатура омбудсмена была согласована участниками рынка. Свою деятельность омбудсмен осуществляет при АМФОК.

– Кто может обратиться к омбудсмену?

– При центре учрежден колл-центр, и любой заемщик может обратиться с жалобой на МФО по телефону +7 771 933 34 44. На сайте mfohelp.kz содержится вся информация о работе этого центра.

В целях определения дальнейшего вектора развития сектора МФО, 28 октября в Алматы АМФОК проводит Центрально-Азиатский микрофинансовый саммит под названием «Социальные аспекты в микрофинансировании», на котором планируется обозначить, закрепить и дальше следовать основной задаче микрокредитования – достижение социально-ориентированных целей, поддержка субъектов МСБ. Пользуясь случаем, приглашаем всех заинтересованных лиц принять участие в данном мероприятии.

Ирина ЛЕДОВСКИХ

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -