Утром 22 октября казахстанцы столкнулись с тем, что сайты госорганов на сервисе gov.kz временно перестали работать. Похожая ситуация была в сентябре.
Корреспондент Делового Казахстана попытался понять, как работают дата-центры и какие могут быть причины сбоев.
Несмотря на то, что утренний локдаун Единой платформы интернет-ресурсов государственных органов специалисты АО «НИТ» прекратили быстро, вопросов осталось немало. Президент Интернет ассоциации Казахстана Шавкат Сабиров пояснил, что у казахстанец мало информации о том, что произошло.
«Могла быть техническая причина, могла быть причина, связанная с системным обслуживанием. Они официально объявили о том, что это техническая причина, которую устранили. Я не сомневаюсь, что они соблюдают требования к безопасности с физической точки зрения, с другой стороны, сервера могут технически не справляться с потоком запросов», - сказал Шавкат Сабиров.
Пандемия и карантин привели к тому, что все ринулись онлайн, это понятно. Поэтому любой топ-менеджер IT-отрасли должен понимать, что ему нужно резервировать дополнительные каналы, чтобы центры обработки данных справились с резко увеличившимся потоком информации.
«Если вы знаете, что сегодня к вам на сайт или сервис приходит миллион пользователей в день, но прогнозируете, что условно говоря завтра к вам будут приходить 5 миллионов пользователей в день, канал нужно расширить в несколько раз, чтобы не было сбоев. Причем, расширение нужно сделать с запасом, чтобы и железо, и каналы, то есть все, что работает и «шевелится» по обработке данных, обладало запасом мощности», - убежден Шавкат Сабиров.
Теперь даже если вы начнете что-то усиленно менять, это будет очень сложно – пандемия, границы закрыты, время доставки оборудования увеличилось в несколько раз по сравнению с тем же 2019 годом.
Как это работает?
Каждый раз, заходя на сайт госоргана, в социальную сеть или месенджер, мы даже не задумываемся, что наши сообщения, фотографии и видео обрабатывают огромные центры обработки данных. Чтобы центр обработки данных невозможно было разрушить физически, их чаще всего строят в виде капсулы, чтобы даже в случае, если здание развалится, капсула при падении на землю не разрушалась. Известно, что такое требование к есть во всем мире к дата-центрам, которые хранят персональные данные. Только в этом случае, несмотря на то, что все сломается, сама по себе капсула должна остаться закрытой. А вот то, что внутри этой коробки, можно и нужно менять.
Сколько стоит?
Замена оборудования требует финансовых вложений. Эксперты убеждены, что в случае с пандемией, вложения должны были быть сделаны еще до марта 2020 года. Когда 16 марта 2020 года объявили, что с 19 марта 2020 года в Казахстане вводится локдаун, стало понятно, что все ринутся в интернет.
«Было достаточно времени в марте-апреле, чтобы заключить договоры, обновить оборудование, установить и настроить его. Было ли это сделано? Мы не знаем. Для сравнения я задаюсь вопросом, почему мы не слышим о технических проблем у частных дата-центров? В этом секторе все работает, у всех хватает каналов. Возможно, секрет в том, что частный бизнес заботится об этом лучше», - заключил Шавкат Сабиров.
Сегодня центры обработки данных помогают ускорять процессы во многих отраслях – как государственных, так и частных, улучшать сервис, контролировать движение денег и так далее.
Альберт Ахметов