«Постковидный синдром»: разыскиваются подозреваемые

29280

На данный момент все больше людей, перенесших COVID-19 той или иной степени тяжести и, казалось бы, полностью излечившихся от недуга по всем медицинским показателям, сталкиваются с весьма неприятными последствиями. Пациенты часто жалуются на резкие скачки температуры тела, усталость, затуманенность сознания, плохую память и полную неспособность сосредоточения на задачах, требующих высокой концентрации. Если прибавить сюда часто появляющуюся по всему телу сыпь, головную и мышечную боли, а также долго не проходящее искажение обоняния, вырисовывается и вовсе настораживающая картина…

фото Агентство «Синьхуа»

Сегодня медики всего мира ввели в обиход термин «постковидный синдром», или «длинный ковид». Что стоит за этим диагнозом, мировым светилам еще предстоит долго разбираться, однако первые открытия, научно обоснованные и имеющие реальные доказательства, уже представлены широкой публике.

 

Первый пошел?

Так, было выявлено, что реактивация вируса Эпштейна-Барр (ВЭБ, EBV) в результате воспалительной реакции на коронавирусную инфекцию может быть вероятной причиной ранее необъяснимых длительных симптомов COVID-19, которые возникают примерно у 30% пациентов после выздоровления. Первые доказательства, связывающие реактивацию вируса Эпштейна-Барр с длительным периодом распространения COVID, а также анализ длительного течения болезни были изложены во многих научных статьях специализированных изданий, и одним из первых стал журнал Pathogens, опубликовавший на своих страницах масштабное исследование.

Итак, вирус Эпштейна-Барр. Что нам известно о нем. Ну, во-первых, и это, пожалуй, главное, что вирус этот, открытый в 1964 году английским вирусологом Марком Эпштейном на пару с его ассистенткой Ивонной Барр, тихо-мирно живет внутри примерно у 95% населения Земли. Хотя многие ученые и вовсе настаивают на всех 100%, мотивируя это тем, что оставшиеся 5% просто-напросто не были как следует охвачены нужным обследованием. Являясь возбудителем герпеса 4-го типа и однажды попав в организм, он остается там навсегда.

Во-вторых, вот это его «тихо-мирно» – лишь до поры до времени. Не беспокоя человека и чаще всего никак себя не проявляя порой на протяжении всей жизни, особенно если вы счастливый обладатель сильного иммунитета, иногда, поддавшись воздействию некоего спускового крючка – а это может быть и стресс, и болезнь, и неблагоприятные условия жизни, – он обязательно покажет весь свой дурной нрав. Частые аллергии, тонзиллит, гайморит, гепатит, тяжелые опухолевые процессы и многое другое – все это может спровоцировать внезапно разбушевавшийся паразит. 

Третий момент состоит в том, что вывести из организма вирус и победить его невозможно. Нет и лечения от него, за исключением чисто симптоматической врачебной помощи.

И в-четвертых, выясняется, что теперь и COVID-19 является мощнейшим катализатором реактивации ВЭБ.

 

фото Агентство «Синьхуа»

 

О чем предупреждали китайские медики

Первыми, кто задокументировал обнаружение реактивации ВЭБ у пациентов с COVID-19 во время острой фазы, предупредив мир о неожиданном открытии, были медицинские эксперты больницы Ренмин при Уханьском университете в Ухане, провинция Хубэй в Центральном Китае. Именно они обнаружили, что 55,2% госпитализированных пациентов с COVID-19 в период с 9 января 2020 года по 29 февраля 2020 года с серологическим подтверждением прошлой инфекции EBV также дали положительный результат на EBV VCA IgM, что указывает на реактивацию EBV в течение двух недель после положительного результата теста на SARS-CoV-2.

Китайские эксперты Тинг Чен, Цзяи Сон, Хунли Лю, Хунмэй Чжэн и Чанчжэн Чен в своих научных выкладках указали, что целью дальнейшего исследования было выявление коинфекции вируса Эпштейна-Барр (EBV) при протекающей коронавирусной болезни. В это ретроспективное одноцентровое исследование было включено 67 пациентов с COVID-19, которые были разделены на группы с коинфекцией EBV / SARS-CoV-2. Группа, инфицированная только SARS-CoV-2, согласно серологическим результатам EBV, и различия характеристик между двумя группами подверглись детальному сравнению. Сообщается, что средний возраст испытуемых составил 37 лет, из них женщин – 35 человек (52,2%). Тут же выяснилось, что среди этих пациентов с COVID-19 37 человек (55,2%) были серопозитивными в отношении антител IgM к вирусному капсидному антигену (VCA) EBV, проще говоря, у них обнаружился ВЭБ в активной его стадии. Причем у пациентов с коинфекцией EBV / SARS-CoV-2 риск развития симптомов лихорадки был в 3,09 раза выше, чем у пациентов, инфицированных только SARS-CoV-2. Таким образом была обнаружена высокая частота коинфекции ВЭБ у пациентов с COVID-19. К тому же коинфекция EBV / SARS-CoV-2 была связана с лихорадкой и усилением воспаления, а реактивация EBV, как было показано опытным путем, может быть связана с тяжестью протекания COVID-19.

 

фото Агентство «Синьхуа»

 

Исследования в самом разгаре

В подтверждение выводов китайских медиков, Джеффри Э. Голд, представляющий Всемирную организацию здравоохранения и автор подобного исследования уже на другом конце света, сообщил: «Мы провели тесты на антитела к ВЭБ у выздоровевших пациентов с COVID-19, сравнивая скорость реактивации ВЭБ у пациентов с длительными симптомами COVID и пациентов без длительных симптомов COVID. Большинство людей с длительными симптомами COVID дали положительный тест в отношении реактивации EBV, и только 10%, у которых «постковидный синдром» отсутствовал, указали на реактивацию».

Исследователи начали с опроса 185 случайным образом выбранных пациентов, выздоровевших от COVID-19, и обнаружили, что у 30,3% были длительные симптомы, характерные для «постковидного синдрома», после первоначального выздоровления от инфекции SARS-CoV-2. Интересно, что в группу были включены и несколько пациентов с изначально бессимптомным течением COVID-19, у которых позже развились признаки «длинного ковида».

После исследователи обнаружили в подгруппе из 68 также случайно выбранных пациентов с COVID-19, что 66,7% из них с длительным течением COVID по сравнению с 10% контрольной группы без такового подтвердили реактивацию EBV.

«Мы выявили аналогичные показатели реактивации ВЭБ как у тех, у кого наблюдался «постковидный синдром» в течение нескольких месяцев, так и у людей с длительными симптомами COVID, которые начались уже спустя несколько недель после положительного результата теста на COVID-19, – рассказывает Дэвид Дж. Херли, доктор философии, профессор и молекулярный микробиолог из Университета Джорджии. – Это указывает на то, что реактивация EBV, вероятно, происходит одновременно или вскоре после заражения COVID-19».

Связь между SARS-CoV-2 и реактивацией EBV, описанная в этом исследовании, открывает новые возможности для длительной диагностики и лечения COVID. Исследователи указали, что может быть благоразумным тестировать пациентов, у которых недавно был обнаружен COVID-19, для доказательства реактивации EBV, на которую указывают положительные тесты EBV EA-D IgG, EBV VCA IgM или сывороточные тесты на ДНК EBV. Если у пациентов появляются признаки реактивации ВЭБ, их можно лечить на ранней стадии, чтобы снизить интенсивность и продолжительность репликации ВЭБ, что может помочь подавить развитие длительного COVID.

«По мере накопления доказательств, подтверждающих роль реактивации ВЭБ в клиническом проявлении острого COVID-19, это исследование еще больше указывает на причастность ВЭБ к развитию длительного COVID, – говорит Лоуренс С. Янг, доктор философии, вирусолог из Уорикского университета, и главный редактор журнала Pathogens, отдавая должное китайским экспертам как первооткрывателям удивительной связи двух вирусов. – Если прямая роль реактивации EBV при длительном течении COVID будет подтверждена дальнейшими исследованиями, это даст возможность улучшить рациональную диагностику этого состояния и рассмотреть терапевтическую ценность антигерпесвирусных агентов».

Одним словом, ученые всего мира все активней склоняются к мнению, что многие из симптомов постковидного феномена могут вызываться не непосредственно возбудителем коронавирусной инфекции, известным как Sars-CoV-2, а реактивацией ВЭБ, спровоцированной COVID-19. Уточняя при этом, что если и не во всех случаях, то во многих из них именно вирус Эпштейна-Барр повинен в затяжном выздоровлении после перенесенной болезни.

 

Интересно, что инфекционный мононуклеоз, вызываемый вирусом Эпштейна-Барр, называют еще «болезнью поцелуев», так как патоген очень легко попадает в организм воздушно-капельным путем, и особенно при поцелуях, а также при кашле и чихании

 

Вирус Эпштейна-Барр (EBV) – это гамма-вирус герпеса человека. Известно, что им инфицировано, и, как правило, в скрытой форме, более чем 90% населения мира, включая более 95% здоровых взрослых. Он широко распространен во всех регионах мира, что связано как с его пожизненной приверженностью нахождения в латентном состоянии, так и с его периодическим повторением у многих латентно инфицированных лиц. Доказано, что первичная инфекция ВЭБ часто протекает без каких-либо особых симптомов при заражении им в детском возрасте. Однако, когда первичная инфекция возникает в подростковом или взрослом периоде, это обычно приводит к инфекционному мононуклеозу – острому состоянию, вызывающему массивный лимфоцитоз. ВЭБ иногда вызывает хронические инфекции или серийно реактивируемые инфекции, при которых он может эффективно инфицировать как эпителиальные клетки, так и В-клетки. У многих пациентов EBV также может переключаться между литической и латентной фазами своего жизненного цикла.

 

Анастасия СЛИВИНСКАЯ

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -