Бесконтактные платежи меняют архитектуру карточного бизнеса

37379

Крупные банки России намерены через 2-3 года довести в выпуске новых карт долю цифровых до 40-50%. Замена «пластика» на «цифру» экономит средства и вписывается в «зеленую» повестку. Казахстанские финансовые организации о таких амбициозных планах не заявляют, но и отечественные банкиры пересматривают подходы к ведению карточного бизнеса. 

СР

С началом пандемии в мире многократно вырос объем бескарточных транзакций. Безусловно, банки шли к этому не один год, но тенденция к отказу от форм-фактора пластиковой карты ярко проявилась в прошлом году.

В мире на сокращение выпуска «пластика» влияют два фактора: с одной стороны, банки начинают очень активно участвовать в ESG-повестке (Environmental, Social and Corporate Governance – окружающая среда, социальная ответственность и корпоративное управление – прим. ред.). Поэтому сокращение производства пластика выглядит крайне разумным шагом. С другой стороны, появились технологии, которые позволяют банкам продавать дебетовые и кредитные карты полностью в цифровых каналах для широкого круга существующих клиентов, а после внедрения удаленной идентификации – и для новых клиентов. Теперь практически любую оплату можно провести с помощью QR-кода, Apple Pay, Samsung Pay или Android Pay. 

 

Свой путь

Как часто это бывает, Казахстан идет другим путем. По данным Национального банка, на 1 июня выпуск платежных карточек в нашей стране осуществляли 21 банк и АО «Казпочта». Общее количество эмитированных и распространенных платежных карточек составило 53,7 млн единиц. Из них в мае 47,8% платежных карточек были использованы для проведения безналичных операций и операций по снятию наличных. 

«Пандемия коронавируса дала толчок для увеличения охвата населения пластиковыми кошельками. Дело в том, что государственные социальные выплаты  42,5 тыс. тенге (поддержка работающих казахстанцев, которые потеряли доход из-за введенного режима ЧП и ограничительных карантинных мероприятий) коснулась людей, которые до этого не имели пластиковых карт. В основном это были самозанятые. Поэтому наблюдался рост выпуска пластиковых карт»,– объясняет директор ТОО «Розан Азия» Данияр Байбатшаев. Головное предприятие этой организации является крупнейшим производителем пластиковых кошельков в СНГ и Восточной Европе. 

Более того, даже Центробанк России в отчетах разделяет токенизированные и «пластиковые» транзакции. Национальный банк РК дает единую статистику: «С использованием платежных карточек казахстанских эмитентов за май 2021 года проведено 532,1 млн транзакций на сумму 7,4 трлн тенге (по сравнению с апрелем 2021 года количество транзакций увеличилось на 15,3%, сумма – на 7%). Доля безналичных платежных операций по количеству операций с использованием платежных карточек казахстанских эмитентов составила 95,5% (508,3 млн тенге). Доля объема безналичных операций за этот же период составила 77,1% (5,7 трлн тенге)».

Дело в том, что большинство приложений мобильного банкинга казахстанцев привязано именно к пластиковой дебетной карте. И пока только один банк в стране активно продвигает собственную цифровую карту. Кроме того, крупнейшие платежные системы мира работают на основе пластиковых карт. 

«Пластик – это дешевый, надежный, безотказный инструмент. Такие карты перестали быть предметом, на который обращают внимание люди, а превратились в ключ к карточному счету. Сейчас важнее функционал карты, какие дополнительные возможности она дает. Поэтому дизайн карт перестал быть ярким, кричащим. Чаще всего банки заказывают лаконичные одноцветные карты с названием собственной организации», – говорит Данияр Байбатшаев.

 

Премиальный сегмент 

Рrivate-карты пришли на рынок вместе с обычными дебетовыми карточками. Правда, в начале нулевых владелец премиальной карты должен был иметь на счете не менее 100 тыс. долларов. «Сейчас в некоторых банках достаточно ежемесячно оплачивать 10 тыс. тенге за обслуживание private-карты. Отдельные люди на химчистку и кофе тратят больше, поэтому такую карту может позволить себе широкое количество клиентов банков. И не надо забывать, что наполнение private-карт широкое: от выделенных линий контакт-центров до кешбеков в 10%», – поясняет директор ТОО «Розан Азия». 

Любой крупный банк Казахстана (исключение только Kaspi.kz) готов выпустить привилегированные версии Visa или Master Card. Они изготавливаются из тончайших листов золота, инкрустируются вручную бриллиантами, сапфирами, жемчугом, перламутром, бирюзой, нефритом, жадеитом и яшмой. Стоимость таких кошельков доходит до 30 тыс. долларов. 

«Это эксклюзивные вещи, поэтому таких карт в нашей стране не более сотни. Еще одна тенденция последних лет – плагин. Плагин предназначен для более легкой системы оплаты. Он извлекается из карты по принципу сим-карты, а затем вставляется в аксессуар, такой как брелок, браслет, шарм или зажим для денег. И с помощью этого (допустим) брелока, можно совершать покупки, расплачиваться в ресторанах», – делится собеседник.

Зная отечественную любовь к красивой жизни, можно быть уверенными в том, что от пластика Казахстан не откажется никогда.

 

Ирина ЛЕДОВСКИХ

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -