Теперь - без Нацбанка. В поисках новых форматов

19653

Национальный банк отменил действие программы льготного автокредитования, которая предусматривает покупку в кредит отечественных авто от 4% годовых. Пока программа работает за счет револьверного финансирования уже выделенных средств. В частности, Банк развития Казахстана направил на этот проект 82 млрд тенге. Как развивается рынок автокредитования, рассмотрим здесь.

Объем выдачи автокредитов в Казахстане растет, что происходит на фоне растущих размеров займов. Растет и спрос: количество выданных займов по итогам января – апреля 2021 года на 24,3% выше, чем за аналогичный период предыдущего года. Всего за четыре месяца этого года было выдано 27 588 займов на общую сумму 132,7 млрд тенге.

 

Борьба за клиентов

«Казахстанцы активнее набирают новые автокредиты, чем гасят уже имеющиеся. Общий объем портфеля автокредитования за 12 месяцев увеличился на 36,5%, достигнув 818,1 млрд тенге. Качество автокредитов улучшается, но это происходит не за счет сокращения задолженности, которая остается стабильной, а за счет роста самого портфеля. По состоянию на 1 мая объем займов с просрочкой составил 74,2 млрд тенге (или 9,1% от общего объема), в том числе с просрочкой 90 и более дней – 44,1 млрд тенге (5,4%)», – говорится в отчете ПКБ.

Борясь за клиентов, БВУ постоянно работают над улучшением условий кредитования. Так, Allur Auto совместно с Евразийским банком запустил первую для казахстанского рынка полностью дистанционную покупку машины в кредит. Процесс получения решения по кредиту займет у клиента не более 10 минут. После этого автоцентр поставит автомобиль на учет, выпустит техпаспорт, получит госномера, подготовит автомобиль для клиента и доставит до двери дома в назначенное время со всеми оригиналами документов.

Микрофинансовые организации тоже не отстают, их доля в портфеле автокредитов достигает 20%, но лишь в некоторых регионах. Теперь МФО фактически работают при дистрибьюторах и салонах продаж, выдавая займы на новые автомобили. «В большинстве регионов республики серьезной конкуренции у банков нет. Достаточно высокая доля МФО как в общем портфеле, так и в текущих выдачах только в двух крупнейших городах Казахстана – Нур-Султане и Алматы», – говорится в отчете ПКБ.

По состоянию на 1 мая 2021 года общий портфель автокредитов в Казахстане составил 818,1 млрд тенге. За 4 месяца показатель увеличился на 82,1 млрд тенге, или 11,1%. За последние 12 месяцев рост объема автокредитования физических лиц составил 218,8 млрд тенге, или 36,5%. Для сравнения: рост в период с апреля 2019 года по апрель 2020 года составил 178,1 млрд тенге, или 42,3%. 

 

Устойчивый тренд 

«Таким образом, темпы роста портфеля оказались ниже, чем в доковидный период. Рост портфеля автокредитования является достаточно устойчивым трендом. С начала 2019 года лишь дважды его объем снижался по итогам месяца: это произошло по итогам февраля (–1,3 млрд тенге) и апреля (–13,6 млрд тенге) 2020 года», – подчеркивается в отчете ПКБ.

Начиная с июля 2020 года прирост портфеля составляет в среднем 20,2 млрд тенге в месяц, что можно объяснить двумя факторами. Первый – увеличение количества действующих контрактов. По состоянию на 1 мая 2021 года открытыми остаются 284,4 тыс. автокредитов. Это на 11,3 тыс. (+4,1%) больше, чем в начале года, и на 33,9 тыс. (+13,5%) выше уровня годичной давности. Второй фактор – это увеличение среднего объема задолженности по одному контракту. За последний год этот показатель увеличился на 484 тыс. тенге, составив 2 млн 876,5 тыс. тенге. Таким образом, темпы роста составили 20,2%.

 

Качество автопарка

Несмотря на рост автокредитования и реализацию госпрограмм, автопарк республики остается достаточно старым. По данным Бюро национальной статистики, 64,3% от общего количества зарегистрированных в республике легковых автомобилей – старше 10 лет. Причем эта доля остается достаточно стабильной. В регионах, где наблюдается наибольшая расчетная доля автокредитования, чаще регистрируются автомобили в возрасте до трех лет, что ведет к общему обновлению автопарка. 

«При этом отличительной чертой подобных регионов в целом является относительно высокий уровень жизни, а также достаточно высокая доля микрофинансовых организаций в общем объеме выдач. Последнее связано с тем, что часть МФО фактически работают при дистрибьюторах и салонах продаж, выдавая займы только на новые автомобили», – заключили в ПКБ.

 

Прогноз 

Ростислав Кликовских, эксперт рынка, считает, что банки со временем станут реже одобрять казахстанцам автокредиты: «Банки традиционно в условиях повышенной неопределенности начинают закручивать гайки. Речь идет и об уровне одобрения, и о возможном повышении требований. Скажем так, более подробно рассматривают претендентов на получение кредита. Это нормально». 

Эксперт уверен, что банки будут стремиться прийти к идеальной для себя модели, когда клиент половину стоимости автомобиля кредитует, а половину стоимости вносит из собственных средств, таким образом они смогут улучшить качество кредитных портфелей.

 

Ирина ЛЕДОВСКИХ

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -