Мошенники оживились

2989
Фото: kursiv.kz

В Казахстане появился новый способ обмана со стороны мошенников. Теперь они предлагают поддельные полисы обязательного автострахования в Казахстане. Мошенники представляются страховыми агентами, продают поддельные полисы и получают оплату за услуги, при этом данные страховых полисов являются нелегитимными и не несут никаких правовых последствий.

По данным службы безопасности СК Jusan Garant, в последнее время участились случаи страхового мошенничества со стороны неустановленных лиц, которые, как правило, размещают в сети интернет свои объявления по оказанию услуг страховой деятельности, при этом представляясь агентами либо субагентами (внештатными работниками) компании, предъявляя клиентам какие-либо скриншоты либо информацию о причастности к той или иной страховой компании.

Риски и схемы обмана

«Договоренности достигаются посредством мессенджеров WhatsApp, Telegram, без личного присутствия и физического контакта. Далее граждане, на свой страх и риск, передают злоумышленникам данные (удостоверение личности, техпаспорт, иную информацию, относящуюся к персональным данным), а также перечисляют последним денежные средства, путем осуществления перевода посредством интернет-банкинга. После чего мошенники путем подделки вносят информацию в страховой полис и зачастую действуют при этом очень грубо, потому что признаки подделки страхового полиса видны невооруженным глазом. Дальше мошенники, получив денежные средства от граждан, банально отключают телефонные номера и связь с ними прекращается» СК Jusan Garant

Человек, осознав происходящее, обращается в адрес страховой компании, где получает разъяснения о том, что указанный злоумышленник не имеет никакого отношения к деятельности страховщика. Однако в связи с незначительностью полученного ущерба от такого деяния далее пострадавший неохотно обращается в правоохранительные органы.

С начала 2019 года в связи с запуском Единой страховой базы данных и учетом всех полисов, застрахованных в рамках ОГПО ВТС в общей электронной базе, отменены документы на бумажном носителе. С 2023 года страховым компаниям законодательно запрещено оформлять полисы обязательного автострахования владельцам автомобилей – резидентам РК, управляющим транспортными средствами с иностранной регистрацией, более одного раза и сроком более 10 календарных дней. Кроме того, поправками в страховое законодательство с начала 2024 года упразднена деятельность агентов в рамках продуктов обязательного страхования.

«Клиенты разные: не хотят покупать самостоятельно, заполнять свои персональные данные и ищут быстрый и легкий способ оформить полис. Или это люди, которые в принципе не любят иметь дел с оформлением документов. Совет один: будьте предельно осторожны и внимательны!» СК Jusan Garant

Страховщики советуют автовладельцам покупать полис на официальных сайтах страховых компаний, через колл-центр или в офисе продаж.

«Любые другие способы приобретения электронного полиса обязательного страхования незаконны! В том числе – через любых посредников! Такой полис будет являться нелегитимным. Вы рискуете остаться без страховой защиты. Т.е. по нему не будет осуществлена страховая выплата. Также можете быть оштрафованными за езду без ОГПО ВТС, а при использовании заведомо подложного документа вас могут привлечь к уголовной ответственности. В случае оформления вами полиса через посредника вы также нарушаете закон об ОГПО ВТС» Предупреждают страховщики

Проверить подлинность полиса можно на сайте ГКБ (Государственное кредитное бюро) по уникальному номеру договора страхования.

Внимание!

Помните, что ваши персональные данные могут попасть к мошенникам и в дальнейшем привести к финансовым потерям.

Не соглашайтесь на оформление полиса заведомо меньшей стоимости, чем вы рассчитали на официальном сайте страховой компании или в офисе. Будьте аккуратны при покупке в сомнительных местах.

Еще если вас просят оплатить полис на карту или по номеру телефона, это вас тоже должно насторожить. Страховщики не используют переводы физическим лицам. Все платежные ссылки от них должны быть получены из официальных источников, в коде СМС должно говориться об оплате, а не переводе.

Схема «страховых помогаек»

Часто между водителями и страховщиками порой возникают споры о размерах выплат после ДТП. На почве конфликта интересов и появились посредники, предоставляющие услуги за определенные проценты от страховой выплаты.

«Так называемые автоюристы выступают на стороне автовладельцев и через суд пытаются увеличить размер страховой выплаты после ДТП. Аргументация строится вокруг разницы при оценке стоимости деталей автотранспорта и (или) его ремонта. Действия и методы страховых посредников, на первый взгляд, эффективны. Суд может решить, что страховая компания должна произвести доплату. По данным судебного кабинета, ее размер, в случае успеха, составляет 10 или даже 20% от основной выплаты. Однако вознаграждение за услуги отдельных страховых посредников может достигать 30-50% от суммы страховой выплаты. Выиграв суд и отдав гонорар посреднику, автовладелец в лучшем случае не потеряет ничего, кроме времени. Чаще он лишается части страховой выплаты, которую получил бы без вмешательства третьих лиц» Директор департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Александр Терентьев

Gov

При проведении процедуры заслушивания и по показаниям физических лиц в суде выгодоприобретатели сообщают о том, что им неизвестен институт страхового омбудсмана и они обращаются к посредникам на платной основе.

«На деле же «помогайки», не оказывая фактически юридических или консультационных услуг и вводя в заблуждение граждан, забирают себе до половины страховой выплаты, положенной по закону выгодоприобретателю. Пользуясь доверчивостью, недобросовестные «помогайки» обогащаются за счет граждан. При этом такие их услуги превратились в отработанную схему получения легких денег, где число людей, недополучивших законные выплаты, растет из года в год. В итоге деятельность «помогаек» не только наносит материальный ущерб гражданам, но и подрывает доверие к страхованию, поскольку «помогайки» создают видимость того, что без их помощи получить страховую выплату сложно» Александр Терентьев

Нередки случаи, когда после ДТП со смертельным исходом «помогайки» обращаются к родственникам потерпевшего, обещая оказать содействие в получении денег от страховой компании. Так, если у погибшего в ДТП были на иждивении дети или родители, по закону им положена страховая выплата в размере 2000 МРП, или 7,4 млн тенге (МРП на 2024 год – 3 692 тенге).

«Помогайки» заключают с ними договор и оформляют доверенность на получение страховой выплаты. Посреднические услуги в данном случае сводятся к передаче документов от родственников пострадавшего в страховую компанию. Половину суммы или более посредники оставляют себе, и это несоизмеримо объему оказанных услуг. При этом за осуществление страховщиками страховых выплат комиссии и сборы не предусмотрены.

«Обращаем внимание граждан, что при наступлении страхового случая страховая организация обязана произвести страховую выплату в размере, порядке и сроки, установленные действующим законодательством в сфере страхования. При смертельных ДТП право на получение единовременной выплаты есть у иждивенцев умершего лица: детей или родственников, которые были у него на иждивении, лица, имеющего право на возмещение вреда в связи со смертью пострадавшего» Александр Терентьев

Ирина ЛЕДОВСКИХ

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -