Новый подход к IT-медицине

18359
Фото: Николая Кравца

Первых IT-медиков в этом году выпустят в Караганде. Образовательную программу для новой специальности разработали два местных вуза. Ее уникальными особенностями авторы поделились с зарубежными коллегами на международной конференции, которая прошла в шахтерской столице. 

В настоящее время во всех сферах деятельности Казахстана наблюдается проблема большого дефицита в IT-специалистах. Различным компаниям сегодня нужны не просто инженеры, врачи или экономисты. Они ищут специалистов с аналитическими способностями, инженерным мышлением, организационно-управленческими и гибкими навыками, владеющих дополнительными знаниями по специализированным программам, умениями пользоваться ресурсами интернета.

По данным рейтинга образовательных программ вузов РК НПП «Атамекен» на 2020 год, видно, что удовлетворенность работодателей Казахстана качеством и актуальностью образовательных программ составляет 42% (удовлетворяет частично, но требует актуализации) и 6% – не соответствует ожидаемым результатам. Именно поэтому в мире и возникла прорывная парадигма обучения – STEM-образование.

Сегодня STEM-специалисты – самые востребованные люди на мировом рынке труда. По прогнозам аналитиков Бюро статистики труда США, в ближайшие десять лет потребность в STEM-кадрах опередит другие специальности на 76%. Только для американского рынка потребуется около 10 млн человек, но и при этом дефицит кадров сохранится. Один из авторов проекта, заведующий кафедрой «Информационно-вычислительные системы» КарТУ имени А. Сагинова Алексей Калинин

Решению проблемы обучения специалистов будущего посвящены Государственная программа развития образования и науки на 2020-2025 годы, международные проекты «Эразмус» по наращиванию потенциала в области высшего образования.

Такие страны, как Австралия, Израиль, Корея, Китай, США, Великобритания, Сингапур, проводят государственные программы в области STEM-образования. Но в Казахстане, как и в России, STEM-подход обучения специалистов пока еще не распространен, как того требует рынок труда.

Так, например, в «Государственной программе развития образования на 2020-2025 годы» слово «STEM» встречается один раз, в предыдущей программе – два раза в контексте среднего образования, что и объясняет дефицит в Казахстане современных STEM-специалистов и актуальность темы исследования. Обзор научных исследований, проведенных в мире, относящихся к исследуемой теме, показал, что у работодателей резко повысился уровень требований к знаниям и навыкам, которыми должны обладать современные специалисты. Корпорации ищут специалистов не только с наличием академических профессиональных знаний и навыков, им нужны специалисты с инженерным мышлением, управленческими и гибкими навыками, с дополнительными профессиональными знаниями и умениями. Такими как знание специализированных информационных технологий, умение использовать ресурсы интернета. Именно поэтому в мире возник тренд на STEM-образование. Алексей Калинин

В Финляндии институциональная рамка развития STEM была создана в 2009 г. В рамках Плана развития образования Малайзии на 2013-2025 гг. предусмотрена реформа STEM-образования. В Австралии в 2015 году была принята Национальная стратегия развития STEM-образования в школах на 2016-2026 годы (National STEM School Education Strategy). Более чем в десятке стран Европы имеются подобные национальные стратегии и инициативы.

В 2014-2019 годы реализована пятилетняя Партнерская программа Великобритании и Казахстана «Ньютон – аль-Фараби» с общим бюджетом в 20 млн фунтов стерлингов. Цель программы – взаимодействие двух стран в укреплении научного и инновационного потенциала, обмен кадрами и создание совместных исследовательских центров. В 2020 году в рамках проекта «Караван знаний» было проведено прикладное исследование «STEM-образование в Казахстане: текущее состояние и перспективы развития».

Исследование было посвящено развитию школьного STEM-образования на основе интеграции дисциплин STEM. Анализ ряда проектов российских вузов показал, что программы разработаны для формирования компетенций, необходимых для разработки систем и технологий для российского общества, государства и бизнеса; формирования общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования страны. Алексей Калинин

Казахстанские медицинские университеты тоже сделали попытки открытия совместных магистерских образовательных программ в областях цифровизации, менеджмента, медицины и здравоохранения: «Электронное здравоохранение» (КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова), «Медико-технический менеджмент» (НАО «Медицинский университет Караганды»), Карагандинский университет Казпотребсоюза.

Но ни одна из указанных образовательных программ не может претендовать на технологию STEM-подготовки специалистов, востребованных и удовлетворяющих потребностям работодателей, как в учреждениях здравоохранения, так и областях IT-разработчиков информационных технологий для здравоохранения. 

В 2019 году кафедра информационно-вычислительных систем Карагандинского технического университета имени Абылкаса Сагинова совместно со школой общественного здоровья и фармации Медицинского университета Караганды открыли совместную образовательную программу «IT-медицина». Набор обучающихся по данной совместной образовательной программе за 2019-2022 годы составил 81 человек.

Единая система подготовки STEM-специалистов по направлению подготовки информационных технологий в здравоохранении для медицинских и технических университетов предоставляет возможность выпускнику повысить конкурентоспособность, быть востребованным на рынке высококвалифицированного труда сразу после окончания высшего учебного заведения.

Николай КРАВЕЦ

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -