27142
Фото: Бауыржана ЖУАСБАЕВА/primeminister.kz

Правительство приняло Экономическую стратегию на среднесрочный период, которую можно смело назвать Новой экономической политикой (НЭП). Она обещает реальные рыночные отношения и свободу предпринимательства. Роль государства будет сокращаться. Главным кормильцем становится МСБ.

В экономической политике страны у правительства РК отсутствовало конкретное видение по стратегии проведения новой индустриализации. Чиновники декларировали общие цели – нужна диверсификация, рост производительности труда, повышение доли несырьевого экспорта в ВВП и т.д. В начале апреля постановлением правительства принято решение об утверждении «Экономической политики на среднесрочный период». В ней приобретают очертания стратегические намерения и практические действия правительства в экономической политике.

Разработчики экономической политики подтверждают, что развитие Казахстана нацелено на выход на траекторию устойчивого роста в качестве государства с рыночной экономикой, полноправного члена мирового сообщества и общепризнанного лидера в Центрально-Азиатском регионе.

Для придания нового импульса развития требуются переосмысление принципов и механизмов экономический политики, определение роли государства и «правил игры» для стимулирования предпринимательской деятельности. 

Главным постулатом экономической политики на среднесрочный период станет построение инклюзивной экономики со справедливым распределением доходов и ростом уровня жизни граждан. Эффективная реализация политики приведет к росту мотивации экономически активного населения и позволит внедрить новый формат «общественного договора».

Только работайте!

Что же конкретного говорится в новой экономической политике и что может означать новый формат «общественного договора»? Авторы экономической политики пишут о том, что действующая экономическая модель, ориентированная на добычу и экспорт углеводородов и минеральных ресурсов, не в состоянии генерировать дальнейшее устойчивое развитие.

С середины 2000-х годов Казахстан относится к странам с уровнем доходов выше среднего. При этом ВВП на душу населения с 2012 года находится на нисходящей траектории, снизившись с 9,9 до 8,7 тыс. долларов. За это время ряд стран, аналогичных Казахстану, повысили ВВП на душу населения. В структуре бюджета наблюдается высокая зависимость от сырьевых отраслей и рынков, где ценовая волатильность является нормой. Ненефтяной дефицит республиканского бюджета составил 10,6% к ВВП и увеличился с минус 883 млрд тенге в 2018 году минус 8,2 трлн тенге в 2021 году.

Экономическая политика предлагает новую роль государства в экономике. Его влияние в производстве и финансировании (субсидировании) отдельных отраслей будет сокращаться. Государство сосредоточит усилия на создании благоприятной регуляторной среды для бизнеса. Будут гарантированы соблюдение неприкосновенности частной собственности, экономической свободы путем развития честной конкуренции, переход к рыночному ценообразованию, верховенство принципов закона, устранено искажение экономических стимулов и деформация рыночных условий.

Как видно, это не новые принципы для экономики, работающей в условиях свободных рыночных отношений. Все они давно уже заложены в государственных законах и кодексах, и вопрос лишь в их четком практическом применении.

Более свежо предложение, что к устойчивому росту доходов населения приведут повышение производительности труда и капитала. С экономической точки зрения вопрос поставлен правильно. Рост зарплат всегда увязывается с эффективностью работника. Кто же будет создавать условия для производительного труда?

Согласно новой экономической политике дальнейшее развитие массового предпринимательства станет драйвером экономического роста и основным источником благосостояния граждан. Меры финансовой поддержки будут приоритетно оказываться конкурентным МСБ, и базовым критерием станут рост фонда оплаты труда и увеличение налоговых отчислений.

Но малый бизнес не является застрельщиком внедрения инноваций и технологий, он слишком мал. В идеале малый бизнес должен расширяться до уровня среднего с вытекающими потребностями в расширенном финансировании и финансовых продуктах. Здесь драйвер для развития получает финансовый сектор – страховые организации и инвестиционные банки.

Для перехода малого бизнеса в средний планируется изменить налоговые режимы. В каждом регионе на основе оценки наличия незанятых или неиспользуемых земель будет обеспечено оперативное и прозрачное выделение земельных участков предпринимателям.

Посредством автоматизации государственного контроля МСБ пройдет переход от проверок и наказания к профилактике правонарушений. Интересный момент – доступ к инструментам господдержки будет предоставляться через использование цифровых решений на основе прозрачных и объективных рейтингов и критериев. Это значительно снизит транзакционные издержки, повысит прозрачность принятия решений и сократит административные барьеры.

В этой фразе интересно буквально все. Речь идет о привязке бизнес-единицы к неким объективным рейтингам, которые, как известно, должен кто-то выдавать. За рейтинги, как известно, надо платить – рейтинговые агентства частные, а если государственные – то все равно должны быть окупаемыми.

Использование при поддержке МСБ цифровых решений означает введение в повсеместную практику цифрового тенге в качестве средства платежа с отслеживанием электронных транзакций. Экономическая политика содержит еще ряд мер развития МСБ, в результате которых доля МСБ к 2030 году будет доведена до 40% к ВВП против 33,5% в 2022 году.

Государство прощается, но не уходит

Новая экономическая политика не прошла мимо уточнения роли государства в новых реалиях планируемой трансформации. Как было уже сказано выше, продолжится политика постепенного снижения доли государства в экономике.

Будут пересмотрены механизмы передачи государственных объектов в конкурентную среду. Изменится модель работы ФНБ «Самрук-Казына». Фонд трансформируется в инвестиционную компанию, которая будет владеть основным пакетом акций в стратегически важных секторах экономики. Другие активы и акции фонда, а также принадлежащих ему компаний будут приватизированы, в том числе через механизм «Народного IPO».

Национальный управляющий холдинг «Байтерек» останется ключевым институтом развития по реализации государственной политики в сферах привлечения инвестиций, промышленно-инновационного развития, продвижения экспорта, развития агропромышленного комплекса и жилищного сектора.

Для обеспечения населения жильем холдинг продолжит предлагать инструменты доступности жилья, в том числе развития рынка коммерческой ипотеки и арендного жилья, фондирования строительства нового и реновации ветхого жилья. Исходя из сказанного в документе, получается, что государство не будет сокращать влияние на рынок жилой недвижимости, привлекательный и для частного бизнеса.

Сравнение финансовых возможностей государства и частного бизнеса в реализации коммерческой ипотеки и аренды идет не в пользу бизнеса. Строительство занимает свыше 6% в ВВП страны и является одним из быстрорастущих секторов экономики. Если государство останется на рынке жилой недвижимости в нынешних объемах, оно вряд ли сократит свою роль в экономике, о чем декларирует экономическая политика.

Что касается субъектов квазигосударственного сектора, они останутся и для эффективного достижения их целей им будет предоставлена операционная независимость. Менеджмент компаний сам будет определять промежуточные и операционные цели для достижения стратегических результатов.

Инвесторов приглашают открыть кошельки

Банки сбросили темпы кредитования в последние годы, о чем говорит банковская статистика.

Фондовый рынок мал и не сможет дать бизнесу требуемый объем денег для инвестиций. Правительство рассчитывает, что деньги на реализацию экономической политики в основном дадут инвесторы. Этому будут направлены содействия государства. Сначала инвестиции должны в основном пойти в несырьевой сектор для отхода экономики Казахстана от сырьевой модели.

Привлечение бюджетных средств государства в реализацию инвестиционных будет поэтапно минимизировано. Исключение составит реализация высокотехнологичных капиталоемких проектов с недостатком частного финансирования. В дальнейшем инвестиционная политика будет направлена на повышение качества иностранных и внутренних инвестиций, повышение роли финансовой инфраструктуры с задействованием потенциала отечественного фондового рынка. Новое значение получит модель ГЧП.

Переход к диверсификации экономики и росту отдачи несырьевых отраслей ведет к углублению производственного потенциала. Повысится значение социально-экономических и индустриальных зон. Для повышения инвестиционной привлекательности индустриального сектора будет осуществлен переход к новой политике по развитию социально-экономических зон на основе дифференцированного подхода к предоставлению инвестиционных льгот.

Инвесторам, реализующим важные индустриальные проекты, будут выдаваться земельные участки без применения налоговых и таможенных преференций. Также будет определено право земельной собственности на территории специальных экономических зон для предприятий, добросовестно выполнивших все инвестиционные обязательства.

Приглашенные в Казахстан иностранные инвесторы, а также местные инвесторы станут работать в обновленных условиях. При заключении соглашения об инвестициях будут учитываться социально-экономические эффекты от их реализации. Сферы с государственным регулированием цен (ГСМ, ЖКХ и др.) начали поэтапный переход на рыночное ценообразование, где будет действовать принцип «инвестиции в обмен на тарифы». 

Подобное тарифное регулирование будет стимулировать привлечение инвестиций и обеспечит финансирование для комплексной модернизации и обновления инфраструктуры электро-, тепло-, водоснабжения, а также основных фондов. Влияние либерализации тарифов на население будет нивелировано адресными мерами социальной поддержки.

Реализация инвестиционной политики позволит достичь уровня инвестиций в основной капитал в объеме более 25% от ВВП к 2030 году.

Анализируя изложенные в экономической политике направления, можно отметить, что новый «общественный договор» будет двигаться в сторону переноса огромной ответственности государства за финансовое благополучие граждан на самого гражданина через рост его предпринимательской активности. Государство хочет уходить из многих «вкусных» отраслей и отдать их частнику. Взамен частник обязуется раскрывать свой предпринимательский талант, честно развивать бизнес и выполнять обязательства перед наемными работниками. Для выполнения этой части договора государство будет использовать набор кнутов и пряников.

Борьба с бедностью будет идти не за счет увеличения дотаций для большого числа населения, а за счет создания рабочих мест, которые посредством своей эффективности повысят благосостояние человека. А государство приложит максимум усилий для создания бизнесу щедрых условий.

Анна ЧЕРНЕНКО

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -