Пандемия COVID-19 негативно отразилась на рынке грузоперевозок во всем мире. Морские и автомобильные перевозчики считают свои убытки. Несмотря на то, что грузовое движение не останавливалось, коронавирус не обошел стороной железнодорожную отрасль. О том, какие проблемы обнажила вспышка инфекции и какие появились новые возможности в грузоперевозках, рассказал заместитель председателя правления АО «НК «Қазақстан темір жолы» Оралхан КУЛАКОВ.
- Оралхан Райханович, хотелось бы начать с актуального вопроса – с наступлением осени традиционно возникает ажиотаж, связанный с нехваткой угля. И зачастую кивают в вашу сторону, якобы не хватает вагонов. С чем, на ваш взгляд, связана данная ситуация?
– Сразу скажу – проблем с вагонами нет! Мы прогнозировали, что такая ситуация возможна, поэтому просили грузоотправителей, в первую очередь, угольщиков, заблаговременно отправлять груз, переориентировать погрузки угля с осенне-зимнего периода на летние месяцы. С аналогичной просьбой мы неоднократно обращались, в том числе и через СМИ, к населению и акиматам. Однако активный закуп у нас начинается с наступлением холодов, тогда нарушается равномерность погрузки, создаются условия для ажиотажа и роста цен.
Для своевременного и полного обеспечения заявок грузоотправителей, исключения дефицита полувагонов при перевозке угля для ТЭЦ, коммунально-бытового сектора и населения в период отопительного сезона регулярно в ҚТЖ проводятся встречи по вопросам обеспечения погрузки угля. У нас действует специальный штаб, сформированы мониторинговые группы для свода информации по наличию коммунально-бытового угля, которые на постоянной основе предоставляют отчеты о работе подъездных путей, наличии проблемных вопросов.
За крупными отправителями угля закреплены полувагоны АО «Қазтеміртранс». Это гарантирует угольным разрезам предоставление со стороны ҚТЖ подвижного состава. Кроме того, в этом году организованы кольцевые маршрутные отправки угля из основных крупных угледобывающих предприятий.
– Вы сказали, что дефицита подвижного состава для перевозки угля нет…
– Поясню. Перевозка угля с каждым годом растет. За период январь-сентябрь текущего года по сети казахстанских железных дорог погрузка угля выросла к уровню аналогичного периода прошлого года на 5,2% и составила 76,6 млн тонн. Казахстанским потребителям доставлено свыше 53,6 млн тонн твердого топлива. Этот показатель вырос на 3,5%. На экспорт отправлено 23 млн тонн. Прогнозируемый объем погрузки угля в 2021 году составляет 104 млн тонн, из них 73 млн тонн доставят на внутренний рынок страны. С нашей стороны принимаются все меры по своевременному обеспечению подвижного состава.
В Казахстане насчитывается более 63 тыс. полувагонов различных форм собственности. Из них 35 тысяч, или 55% парка, задействовано в перевозке угля. Этого количества достаточно при соблюдении отправителями и получателями технологических сроков оборота вагонов. Простой вагонов приводит к затруднению работы железной дороги.
– Возможно ли, что дефицит вагонов создается искусственно самими работниками станций? Насколько прозрачен процесс распределения вагонов?
– Это невозможно, работники станций не могут никак влиять на дефицит или профицит подвижного состава. Все вагоны являются собственными и направляются на станцию погрузки согласно перевозочным документам, которые оформляются строго по инструкции оператора или собственника подвижного состава.
– Выгодно ли ҚТЖ возить уголь? Сколько зарабатывает Нацкомпания на этом?
– Судите сами: тарифная ставка на перевозку каменного угля по отношению к тарифу на перевозку других грузов является самой низкой. К примеру, в 5 раз ниже к тарифу перевозок черных металлов, в 4 раза ниже лома черных металлов, в 2,5 раза лесных грузов.
Тариф на железнодорожные перевозки утверждает и контролирует государственный уполномоченный орган.
– В целом, насколько пандемия повлияла на перевозки? Насколько позитивна динамика объемов перевозок грузов?
– В период пандемии железная дорога демонстрирует устойчивую стабильность своей работы. Более того, ҚТЖ полностью удовлетворяет потребности грузоотправителей, исполняя обязательства по плану перевозок. Так, за 9 месяцев 2021 года погрузка по сети ҚТЖ выросла на 1,5% и составила 190 млн тонн. Внутри страны перевезено 123 млн тонн груза. Экспорт вырос на 2,5% и достиг 66,6 млн тонн. Объемы отправок по ряду номенклатур груза превышают прогнозы. К прошлому году рост показали перевозки нефтепродуктов на 7,2% (до 13 млн тонн), железной руды и марганца – 3,2% до 20,8 млн тонн. В целом перевезено 11,9 млн тонн строительных грузов, 3,6 млн тонн черных металлов, 2,9 млн тонн химических удобрений, 16,8 млн тонн цветной руды и серного сырья. Грузооборот, один из основных показателей работы грузовых перевозок, вырос на 2,6% и составил 176,4 млрд тонно-км.
Китай не открывает свои границы
– Из-за угрозы распространения COVID-19 Китай замедлил прием груза на пограничных переходах Достык-Алашанькоу и Алтынколь-Хоргос. Это стало для казахстанских предпринимателей очень серьезным препятствием для ведения бизнеса. Удается ли установить какой-либо порядок в передаче грузов?
– Ситуация остается прежней. КНР отдает приоритет для пропуска через погранпереходы транзитным грузам, продвижению контейнеров, прием и сдача крытых вагонов и зерновозов казахстанских экспортеров и импортеров осуществляется по остаточному принципу. Проблема ограничения экспорта – на контроле руководства страны. В прошлом месяце было направлено письмо премьер-министра Аскара Мамина в адрес премьера госсовета КНР Ли Кэцяна по урегулированию проблемных вопросов перевозки грузов через автомобильные и железнодорожные пункты пропуска РК-КНР.
«ҚТЖ», в свою очередь, принимает все необходимые меры для решения данного вопроса. Мы ведем диалог с китайскими партнерами по защите интересов казахстанских участников перевозочного процесса. Проводятся еженедельные встречи на уровне руководства АО «НК «ҚТЖ» и Урумчийской железной дороги и ежедневные совещания на уровне начальников приграничных станций. В совещаниях могут принять участие отечественные грузоотправители. В рамках оперативного взаимодействия с бизнесом мы проводим регулярные встречи с экспортерами и импортерами, введена специальная позиция – представитель по работе с крупными клиентами.
Из-за логистических сложностей мы предложили грузоотправителям провести дополнительные маркетинговые мероприятия, в частности, переориентировать поставки до 80% на погранпереход Алтынколь-Хоргос со стыка Достык-Алашанькоу, увеличить доли контейнерных грузов.
Глобальный тренд
– Проблемы с экспортными поставками подталкивают отечественные предприятия переходить на контейнерные перевозки. Какие есть предпосылки для их развития? Насколько стабилен этот тренд?
– Среди наших клиентов, экспортирующих продукцию в Китай, европейские страны и государства Юго-Восточной Азии, все большей популярностью начинают пользоваться контейнерные перевозки. Это один из способов упростить прохождение грузов через пограничные станции. Мы не раз отмечали, что Китай с трудом принимает груз в крытых вагонах, зерновозах, быстрее идет передача груза в контейнерах. Рост контейнеризации грузов в направлении Китая позволит решить многие вопросы и стать казахстанским экспортерам конкурентоспособными.
Надо учитывать, что контейнерные перевозки – это веление времени. Многие страны переходят на контейнерные перевозки, развивают инфраструктуру для перевалки контейнеров. Грузы в контейнерах легко перевозить несколькими видами транспорта: по железной дороге, автомобильным и морским путем, таким образом, расширяется география доставки. К преимуществам контейнерных перевозок можно также отнести сокращение времени на перегрузку контейнеров на приграничных станциях, обработку грузов на терминалах. Основные контейнерные маршруты по территории Казахстана проходят по направлениям Китай – Европа, Китай – страны Центральной Азии, Китай – Россия, а также через казахстанские порты в направлении стран Кавказа, Персидского залива, Турции и других стран.
В данный момент на правительственном уровне обсуждается возможность принятия программы контейнеризации перевозок, направленной на предоставление дополнительной поддержки и принятия мер для развития этого вида перевозок.
Инвестиции в инфраструктуру
– Какие проекты планирует реализовать компания в ближайшие годы для наращивания грузооборота с соседней страной и исключения сдерживающих факторов?
– ҚТЖ развивает транспортно-логистическую инфраструктуру. Для реализации экспортного потенциала с нашим главным экспортером – КНР при государственной поддержке принимаются меры для создания благоприятных условий и увеличения пропускной способности магистральной сети. Среди них инвестиционный проект по модернизации участка Достык-Мойынты. Строительство вторых путей и электрификация участка нарастит пропускную способность участка по маршруту Китай – Европа – Китай в пять раз, увеличит скорость контейнерных поездов до 1 500 км/сутки. Реализация проекта началась уже в этом году. Модернизация участка включена в Национальный проект, утвержденный главой государства, «Сильные регионы – драйвер развития страны».
В планах ҚТЖ в следующем году начать строительство железнодорожной линии в обход станции Алматы, которая увеличит скорость движения поездов и разгрузит станцию до 40%. Протяженность линии – 73 км.
Улучшить показатели по всем видам грузовых перевозок между Казахстаном и Узбекистаном позволят проекты по строительству железнодорожной линии Дарбаза – Махтаарал и высокоскоростной магистрали Туркестан – Шымкент – Ташкент, последний проект также вошел в перечень Национальных проектов страны.
Что касается развития приграничных станций, которые являются «окнами» в Китай, Алтынколь и Достык, то сегодня созданы условия для благоприятной работы. Ведется капитальный ремонт путей, строительство ряда объектов железнодорожной инфраструктуры, в том числе вторых главных и приемоотправочных путей узкой и широкой колеи, современных терминалов.