В Музее Алматы и выставочном зале «Almaty Gallery» прошли выставки, посвященные творчеству выдающегося российского художника-теоретика Владимира Стерлигова (1904-1973) и его последователям. Экспозиции составлены из коллекции Ирины Стерлиговой (РФ, Москва) и других частных собраний России и Казахстана. Обе выставки организованы АНО «Диалог культур» (РФ, Санкт-Петербург) при поддержке Управления культуры Алматы и картинной галереи «Жаухар».
В. Стерлигов. «Пейзаж»
Выставка «Графика Владимира Стерлигова и Татьяны Глебовой. Алматинский период,1942-1945» проходила в Музее Алматы. Здесь демонстрировалось около 80 графических работ, созданных В. Стерлиговым и его супругой Т. Глебовой в годы Великой Отечественной войны. Столица советского Казахстана занимает особое место в их биографиях.
Владимир Стерлигов прибыл сюда на лечение в июне 1942 г. после полученной на фронте контузии. Татьяна Глебова эвакуирована в Алма-Ату тем же летом из блокадного Ленинграда, где ей пришлось пережить смерть родителей и учителя, выдающегося художника Павла Филонова. В городе, расположенном в живописных предгорьях Заилийского Алатау, состоялась встреча Стерлигова и Глебовой, определившая их совместное будущее на много лет вперед.
В виртуозно выполненных акварелях и черно-белой графике предстает спокойная жизнь Алма-Аты и ее окрестностей, расположенных в глубоком тылу жестокой мировой войны. В композициях почти нет людей. Это порой окрашенные сочным южным колоритом, порой сдержанные пейзажи и лаконичные натюрморты. Время, проведенное в Алма-Ате, осталось в памяти художников «кусочком жизни, прожитым в раю», где им было «тихо и уютно». Стерлигов преподавал в театрально-художественном училище, а Глебова работала художником по костюмам на Центральной Объединенной киностудии. В сентябре 1944 года они показывают первую совместную выставку «Месяц на этюдах».
Владимир Стерлигов начинал как ученик Казимира Малевича, под его руководством изучал принципы кубизма и супрематизма. В 1929-34 гг. сотрудничал в журналах «Чиж» и «Ёж», был иллюстратором поэтов Даниила Хармса и Александра Введненского. Впервые в Казахстан он попадает в 1935 году, как осужденный за антисоветскую деятельность. Был заключенным печально знаменитого Карлага. После освобождения недолго жил в Караганде, где успел поработать председателем оргбюро местного отделения Союза художников КазССР.
Т. Глебова, «Алма-Атинка»
В 60-х годах XX века Стерлигов, опираясь на теории лидеров русского авангарда Казимира Малевича и Михаила Матюшина, разработал собственный художественный метод – «чашно-купольную систему». «Прямая – это разделение мира, кривая – соединение его. ‹…› Любой предмет, попавший в пластическое пространство Чаши-Купола, раскрывается заново, будь то человек, цветок, бутылка», – утверждал художник.
Создание теоретической концепции, идущей вразрез с господствующими принципами социалистического реализма, придало особую популярность личности Стерлигова в СССР. Долгие годы действовала полулегальная «Школа Владимира Стерлигова». Творчеству его российских и казахстанских последователей посвящена выставка «Форма + Цвет» в «Almaty Gallery».
Основное место в экспозиции отведено признанному наследнику идей Стерлигова, петербургскому художнику Геннадию Зубкову (1940-2021), ушедшему минувшей весной вследствие заражения коронавирусной инфекцией. «Он посвятил жизнь тому, чтобы сохранить систему Учителя и передать традицию новым поколениям. При этом художник продолжал искать свой собственный путь к поэтическому познанию «окружающей геометрии» мира», – отмечает Макбал Мусина, арт-директор АНО «Диалог культур». Значительную часть выставки составили работы, созданные Г. Зубковым в 2008 году в окрестностях Алматы. Представлены и работы алматинца Александра Ророкина, который вместе с Рустамом Хальфиным, Лидией Блиновой, Аблаем Карпыковым, Борисом Якубом был в числе самых последовательных приверженцев идей Стерлигова в Казахстане.
«Выставка дает уникальную возможность протянуть связующую нить из легендарного русского авангарда в сегодняшнее изобразительное искусство Казахстана и России. Творчество участников показывает: поиски художественной выразительности формы и цвета продолжаются, и их возможности в образном познании мира неисчерпаемы», – резюмирует искусствовед Елизавета Ким.
Вадим КРАВЦОВ, фото предоставлено АНО «Диалог культур»