Педагогом нужно родиться

17466

В жизни каждого человека был и есть человек, которого он считает своим Учителем. В профессиональный праздник работников сферы образования мы взяли интервью у преподавателя специальных дисциплин «Высшего колледжа транспорта и коммуникаций» при акимате города Нур-Султан Шолпан Бабаевой. Она – победитель городского конкурса «Лучший педагог-2021», Международной научно-практической конференции «Развитие современного среднего профессионального образования в условиях его обновления», регионального конкурса «Smart-педагог Өрлеу», дипломант Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагогический опыт: по пути качества и инноваций», автор сборника практических заданий «Алгоритмизация и программирование с элементами CLIL-технологии». Награждена почетной грамотой Министерства образования и науки РК, благодарственными письмами Центра модернизации образования города Нур-Султан, Интеллектуального центра «Urker Miteg», НК «Қазақстан темір жолы».

Шолпан Бабаева закончила Колледж Павлодарского университета по специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления», потом Экибастузский инженерно-технический институт имени академика К. Сатпаева, магистратуру в Современной гуманитарной академии в Москве по специальности «Информатика и вычислительная техника». Имеет первую категорию, высшего уровня квалификации преподавателя специальных дисциплин, сдала квалификационный тест на присвоение категории «Педагог-исследователь».

– Шолпан Мухамедиевна, в чем секрет педагогического успеха?

– Я много читала о профессии учителя, смотрела фильмы о школе. Думаю, чтобы овладеть педагогическим мастерством, нужно ответственно относиться к своей профессии, любить предмет, своих учеников, страну, в которой ты живешь. Тогда и придет ощущение ответственности за свое дело. Необходимо быть человечным, уметь сопереживать и радоваться, иначе никакие знания не спасут.

 

Этот год в системе технического и профессионального и образования ознаменовался большими изменениями – принят новый «Классификатор специальностей и квалификаций технического и профессионального, послесреднего образования». Закреплена на государственном уровне академическая самостоятельность колледжей в разработке рабочих образовательных программ. В основу создаваемых программ должны быть заложены стандарты профессиональные и WorldSkills, при активном участии социальных партнеров в процессе разработки. Предоставление академической самостоятельности дает новые возможности как для колледжей, так и для работодателей, в удовлетворении потребностей рынка труда и перспектив развития экономики и социальной сферы.

 

Изменения в ГОСО коснулись и формы обучения: все колледжи переходят на кредитную и кредитно-модульную системы, при которой обучающиеся в определенных границах имеют возможность индивидуально планировать последовательность образовательной траектории. Студент в любой момент может выйти на рынок труда, освоив определенное количество кредитов или модулей, или наоборот, продолжить свое обучение дальше, набирая новые курсы и кредиты. Освоенные кредиты будут засчитываться на следующем уровне образования – послесреднем или высшем, что дает возможность каждому выпускнику реализовать себя через новую парадигму образования –«Образование в течение всей жизни».

 

Таким образом, новые тренды в профессиональном образовании повышают роль колледжей в системе непрерывного образования в целом, ответственность за качество подготовки специалистов для экономики и создают конкурентную среду организаций образования на рынке образовательных услуг. Реализуется проект «Жасмаман», цель которого модернизация системы путем привлечения зарубежных партнеров. В числе тех, кто реализует этот проект, и наш колледж. На сегодняшний день также активно развивается Движение WSна республиканском и международном уровнях, международное сотрудничество с зарубежными партнерами по академической мобильности студентов, по курсам повышения педагогов, по обмену опыта. Эти все изменения говорят о том, что система технического и профессионального образования не безразлична государству, и нам надо идти только вперед! 

– Что еще помогает работать плодотворно?

– Любовь к профессии. Иногда устаешь, бывает трудно. И тут же думаешь, а лучшего и не надо! Вот это и есть любовь. Педагогика – удивительная область, где каждый день не похож на предыдущий. Здесь нельзя останавливаться. Если перестал работать над собой, искать новое, удивлять студентов – уходи из профессии!

 

Главное, грамотно разработать рабочие программы и планы модульно-компетентностного подхода, учебно-методические материалы. Моя авторская работа «Алгоритмизация и программирование с элементами CLIL-технологии» – сборник практических заданий, одобрена на городском учебно-методическом совете для распространения опыта на городском уровне.

 

В своей педагогической деятельности я применяю информационно-коммуникационные технологии, технологию проектной деятельности, а также элементы технологии CLIL, которые гармонизированы с личностно-ориентированной, развивающей концепцией обучения. Использование ИКТ-технологии является составной частью технологического обучения студентов в цикле общеобразовательных дисциплин. Внедряю в учебный процесс по образовательной программе «Программное обеспечение» кейсы учебных курсов CiscoNetworkingAcademy для подготовки к профессиональной деятельности.

– Нужно постоянно повышать интерес и мотивацию учащихся для активного изучения предмета. Как этого добиваетесь?

– Искренне хочу, чтобы студенты вышли действительно квалифицированными специалистами из стен нашего колледжа. Задача трудная, способ ее решения только один – постоянная и кропотливая работа. Наверное, это не ново, но помогает система проверки достижений, которая позволяет формировать и существенно повышать познавательный интерес.

 

Необходимо вырабатывать у учащихся привычку к работе, тогда меняется стимул учения: над ними не висит страх получить плохую оценку, они начинают учиться, прежде всего, потому что сами этого хотят. Учащиеся самостоятельно и осознанно планируют учебную деятельность, видят конечную цель работы, распределяют силы для достижения поставленной цели.

 

Убеждена, что со студентами должна проводиться методичная и качественная работа по раскрытию сущности и содержания выбранной профессии. Я говорю своим ученикам: зажечь не может тот, кто сам не горит. Надо быть уверенным и не бояться показать себя. Искать, дерзать и никогда не останавливаться на достигнутом. Педагог должен постоянно заниматься вопросами самообразования и профессионального развития.

 

Я проходила курсы повышения квалификации в НАО «Холдинг «Кәсіпқор», в Национальном открытом университете «ИНТУИТ», в Университете КАЗГЮУ, в Казахской академии инфокоммуникаций Сетевой академии Ciscoт и других. Проходила стажировки для подкрепления и получения нового опыта в Азиатско-Тихоокеанском университете технологий и инноваций в Малайзии.

 

Все это помогает мне активно внедрять инновационные методики обучения, быть успешным тренером курса «Цифровая грамотность в рамках программы Цифровой Казахста». Значительное место в работе уделяю учебно-поисковой, профессионально-творческой деятельности студентов. Горжусь, что мои студенты занимают призовые места на городских, республиканских и международных научно-практических конференциях, олимпиадах и конкурсах.

– Вы стали лауреатом конкурса на звание «Лучший педагог-2021». Ваша формула успеха – это…

– Конкурс профессионального мастерства – это очень серьезный и ответственный этап для каждого педагога, это переосмысление и подведение итогов своего труда на славном, но нелегком поприще учительства. В Высшем колледже транспорта и коммуникаций, где я работаю, стало доброй традицией ежегодное участие преподавателей в конкурсе «Учитель года».

 

Сначала проходит внутриколледжный этап, затем городской, и лучшие из лучших представляют свою работу на республиканском уровне. В этом году и я решила попробовать свои силы. Готовилась серьезно и основательно задолго до этого, ведь бороться пришлось с очень достойными соперниками – победителями профессиональных конкурсов, олимпиад, региональных и национальных чемпионатов WorldSkills. Республиканский конкурс стал для меня настоящей школой профессионального роста, причем обучение шло на всех этапах, вплоть до финала. Это знакомство с интересными и активными коллегами, с которыми можно было поделиться опытом и получить новые знания и идеи. Приятно быть причастным к таким важным событиям на уровне республики.

 

Хочу выразить огромную благодарность организаторам конкурса за предоставленную возможность участия и высокую оценку моего труда! Так получилось, что меня всегда окружали и окружают хорошие люди. Коллеги поддерживают, кто постарше – подсказывают правильное решение.

 

Порой идешь по коридорам нашего колледжа, заходишь в аудиторию и чувствуешь уникальный «театр одного актера». На тебя смотрят пытливые глаза и слушают то, что ты стараешься им донести. Вот это – самая большая благодарность для нас и великое счастье для педагога.

 

Я хочу пожелать ученикам, их родителям здоровья, терпения и выдержки, а учителям – каждодневного желания работать в профессии.

 

Азамат СУЛЕЙМЕНОВ

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -