Алматинский Государственный музей искусств им. Кастеева продолжает знакомить любителей искусства со своими обширными запасниками. Здесь проходит выставка «Искусство Российской Федерации. Живопись и скульптура, 1950-е годы», сформированная из фондов музея.
Это очередная выставка из проекта ГМИ «Искусство стран ближнего зарубежья», с 2017 года раскрывающего фондовые коллекции произведений художников бывших советских республик.
П.Корин «Богатыри». Эскиз мозаики для станции московского метро «Арбатская». 1952 г.
Выставка в значительной степени состоит из произведений корифеев советского официального искусства Петра Кончаловского, Сергея Герасимова, Алексея Грицая, Бориса Иогансона, Лидии Бродской, Виктора Орешникова, Павла Корина и других мастеров. Они творили в единственном одобряемом властями СССР художественном направлении – социалистическом реализме. Взамен художники получали от государства выгодные заказы, всевозможные почести и награды – просторные мастерские, квартиры, автомобили, дачи, имели звания «Народный художник СССР», лауреатов Сталинских премий, были педагогами ведущих художественных вузов страны.
В экспозиции также есть произведения знаменитостей, чьи имена прочно связаны с русским искусством начала ХХ века: Аристарх Лентулов, Александр Осмёркин, Надежда Удальцова. Они не были в фаворе у советской власти и, отказавшись от своей индивидуальности, как могли приспосабливались к создавшейся обстановке. Возможностью публичного творческого существования для них стало создание работ, не выходящих за рамки развития русской реалистической традиции.
Трудно увидеть в авторе представленного на выставке «Натюрморта с капустой» Аристарха Лентулова, одного из лидеров «Бубнового валета». А «Натюрморт с кукурузой» Надежды Удальцовой совсем не ассоциируется с дерзкими композициями участницы первой футуристической выставки «Трамвай В», проходившей в Петрограде в 1915 году.
Несмотря на «социалистический реализм», на выставке нет явно пропагандистских работ, призывающих к трудовым подвигам, отсутствует батальный жанр. Производственная тема ограничивается портретами тружениц, запечатленных в рабочей обстановке. Колоритная «Председатель колхоза» Сергея Герасимова хорошо характеризует образ русской женщины, хозяйки земли с сильным характером. Два мастерских полноростовых портрета 1957 года, вероятно, написаны по итогам одной творческой командировки художников Александра Пушнина и Леонида Кабачека в Чувашскую АССР. Изображения передовой доярки Маньковой (без инициалов, прим. авт.) и лучшей свинарки К. Титовой из колхоза «Гвардеец» решены в сдержанной цветовой гамме.
И. Витман «На новой земле» 1954. х, м.
«На выставке превалируют символы мирного времени, женская и детская тематика, – говорит куратор выставки Галина Сырлыбаева. – У художников подсознательно формировалась мысль воздать должное женщинам, которые сохранили тыл и поддерживали фронт. Страна устала от разрухи, потерь и горя. В картинах чувствуется радость бытия, красота природы и человека, возрождающего жизнь. Мажорное настроение создает общение футболистов заводской команды после матча в работе Владимира Рутштейна «После победы». На их лицах – радость победы, еще не остывший азарт от прошедшей игры. Символична картина Фёдора Шурпина «Пробуждение» 1957 года: раннее утро, просыпается мирная страна, над которой царит тишина перед первым криком петуха».
С Казахстаном выставку связывает тема освоения целинных земель в 1954–1965 годах. Романтическим настроением молодых людей, участвующих в исторической кампании, проникнуты картины Ростислава Слетова «На целину», Валентина Богданова «Письмо от друзей». Целинную мадонну изобразила Ирина Витман в холсте «На новой земле». Лирическую тему выставки продолжают скульптурные портреты молодых людей послевоенного поколения в исполнении Екатерины Белашовой, Зинаиды Ивановой, Ильи Слонима, Эдуарда Озоля… Среди них портрет врача Нургайши Имамбаевой, выполненный в дереве Валентиной Шатуновской.
Многие произведения выставки экспонируются впервые. К ним относятся эскизы Павла Корина, созданные для декоративного убранства интерьеров подземных станций Московского метрополитена. Большинство представленных на выставке произведений переданы в ГМИ московской Дирекцией художественных выставок в 1960-е годы. Некоторые работы приобретены у авторов или их наследников.
Вадим КРАВЦОВ, фото автора