До боли родная картина…

18659

Накануне 80-летия талантливой художницы, героини знаменитого «Утра» с картины Татьяны Яблонской (1917-2005), в ГМИ им. Кастеева состоялось открытие персональной выставки авторских работ Елены Сергеевны Бейсембиновой «Обаяние реального мира».

Школьное сочинение по картинке из учебника советского периода запомнилось, видимо, многим. Героиней картины Татьяны Яблонской «Утро», созданной в период хрущевской оттепели, стала ее тринадцатилетняя старшая дочь Елена, родные звали ее Лелей. В этом году 24 июля Елене Сергеевне исполняется 80 лет.

Она родилась в семье художников, где и родители, и все ближайшие родственники тоже были художниками. С самого детства девочка любила природу, собирала цветы, рассматривала бабочек, но в художественную школу ей совершенно не хотелось. И тогда мама, знаменитая художница Татьяна Яблонская, получившая в то время Сталинскую премию за картину «Хлеб», приучила дочь к рисованию. Вечером Татьяна Ниловна принесла домой букет зелено-желто-красных листьев, поняв, что конусы, кубы и другие геометрические фигуры, которые рисуют начинающие художники, ее Лене не интересны. А вот пестрые осенние листья, запах скошенных трав, полевые цветы – совсем иное дело… Тогда-то дочь, наконец, увлеклась рисованием.

Изначально девочке хотелось стать балериной, это и видно. На картине «Утро» стоит тоненькая, изящная спортсменка с косичками, выполняющая утреннюю гимнастику, с легкими элементами хореографии.

По окончании школы, когда наступила пора поступления в вуз, выбрав направление живописи, Лена понимала, что известность знаменитых родителей не оставит ее незамеченной. По этой причине юная абитуриентка уехала в Москву, поступать в государственную художественно-промышленную академию им. С. Г. Строганова. Там на первом курсе она встретила нашего земляка, высокого красавца из Казахстана, начинающего художника-графика Арсена Бейсембинова.

Наверное, это была любовь с первого взгляда, неслучайная встреча, соединившая горячие молодые сердца. Когда заботливая мама Татьяна Ниловна приезжала в Москву навестить дочь, как ни удивительно это звучит, но между Арсеном и Татьяной Ниловной окружающие находили какое-то внешнее сходство. С будущей тещей у Арсена сразу же сложились теплые, доверительные отношения. Поженились молодые после 2-го курса, а по окончании института поехали в Киев.

Друзьями Арсена Бейсембинова по тому времени были художники-шестидесятники: Салихитдин Айтбаев, Шаймардан Сариев, Оралбек Нуржумаев и другие известные мастера кисти. Это была близкая, дружеская среда, без которой Арсен просто не мог, скучал, тосковал. Шло время хрущевской оттепели, время надежд на свободу творчества и духовный подъем. Молодые решили поехать в родной город Арсена, в старую добрую Алма-Ату.

С какой любовью и трепетом вспоминает Елена Сергеевна о том времени, когда еще молодые, полные энергии и творческого энтузиазма, оба они были очень востребованы практически повсеместно. Вместе иллюстрировали книги, работали в мультипликации, создавали живописные полотна. Стиль в творчестве Елены Сергеевны всегда отличался своей оригинальностью, неповторимостью.

В журнале «Юность» в 80-х годах размещалась художественная подборка в разделе: «Галерея», где были опубликованы работы Елены Бейсембиновой: цветы, бабочки и небо, такое необыкновенное. Как сильно отличается ее стиль от остальных, поскольку пишет она всегда что-то личное, камерное, в отличие от монументального стиля, который был характерен для периода оттепели.

В ту пору работы Елены Сергеевны участвовали в конкурсных, всесоюзных и городских выставках, активно проводившихся всюду. Слава мамы, возможно, в чем-то и помогала, и о маме она вспоминает так: «О нашей маме, Татьяне Яблонской, как о выдающемся художнике, говорят ее творческие работы, письма, дневники, книги, отзывы людей, ее заслуженные награды. Это все сейчас можно найти на просторах интернета, в Третьяковской галерее и музеях Украины. А самое главное, память о ней живет в людях, которым нравится ее творчество». 

…Живет Елена Сергеевна вдали от суеты большого мегаполиса. Ее домик – большая мастерская, где 365 дней в году создаются уникальные шедевры. Сквозь окна ее дома, расположенного под Алматы, в районе дачного поселка, видны величественные горы. На участке много зеленых насаждений, а главное – пионы, любимые цветы, которые художница выращивает и разводит уже много лет. В ее коллекции их насчитывается более двадцати наименований, причем все они изображены на полотнах, часть из которых представлена на выставке. На картине «Книжные полки» изображены полки и тысячи различных мелочей, работа была написана в ночь, когда в 2000 году не стало ее любимого мужа Арсена. Когда все вокруг как будто прежнее, но больше нет его, соратника, друга, единомышленника...

В этот период в памяти всплывали разные эпизоды из их личной жизни. «Репродукции картины «Утро», главной героиней которой я стала, соединила меня и Арсена. Репродукция маминой картины из журнала «Огонек» висела в родительском доме Арсена. Он был влюблен не в меня, а в тот образ, который висел на стене и который с годами нас сблизил», – вспоминает она.

Их единственный сын Зангар – художник в четвертом поколении, живет и работает в США. Вскоре состоится открытие его частной галереи GalArt , где он планирует представить творческие работы своей мамы, о чем обещает сообщить в соцсетях. 

В выставочных работах Елены Сергеевны разных лет виден сияющий рассвет, задумчивый закат, открытое небо, в каждом цветке живет душа автора, настолько он детально прописан. Пестрые бабочки, словно живые, причем их целая коллекция. По рассказу опытного искусствоведа Ольги Батуриной, живопись Елены Бейсембиновой можно назвать – Магический реализм.

«Это еще не совсем реализм, он слегка сказочно-волшебный. Глядя на то, как живет художник, в ладу с собой, в гармонии с природой, поскольку ей, как творческой личности необходима свобода, уединенность, причем это ее осознанный выбор. В экспозиции также представлены работы 70-х годов. Обратите внимание на портрет Натальи Вульф – любимый ею искусствовед, которая изображена под прикрытой вуалью на фоне самого Боттичелли.    

Любимым художником Елены Сергеевны, как вы поняли, является Сандро Боттичелли, его венок весны и сама весна часто встречаются в работах художницы. Если заметили, даже образы девушек, созданных ею, всегда легкие, воздушные, как и сама Елена Сергеевна. Кроме того, удивительные шедевры, выполненные из бисера, следующая страсть и увлечение мастера. Она обращается с бисером не как ремесленник, а как художник. Отсюда и название эксклюзивных дизайнерских комплектов: «Жар-птица», «Персеида» и масса иных изделий.

Находясь в мире творчества, художница забывает обо всем, ее работы полны счастья, вдохновения и выполнены с любовью. Названия художественных работ, таких как «Зеленая песня лета», «Улетевшая шляпка», «Голубое небо», которое еще и смеется, говорят сами за себя. Произвести такие шедевры, прописывая настроение каждой травинки, каждого лепестка, тонко чувствовать обаяние реального мира, возможно лишь находясь в абсолютной гармонии с природой!»

«Жизнь настолько трудна,

что вынести ее без красоты

человеку невозможно» 

 

Татьяна ЯБЛОНСКАЯ

 

Айгуль БЕЙСЕНОВА

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -