Проблемы и перспективы авиационной отрасли в Казахстане

14534
Фото: Depositphotos

Меры по дальнейшему развитию отрасли гражданской авиации рассмотрены на заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Алихана Смаилова, передает DKNews.kz.

Министр индустрии и инфраструктурного развития Марат Карабаев доложил, что по итогам 2022 года число перевезенных отечественными авиакомпаниями пассажиров увеличилось на 17% и составило 11 млн человек. Положительная динамика сохраняется и в этом году. Вместе с тем высокими темпами растет авиатранзит. Так, за 2022 год обслужено 410 тыс. полетов, что на 90% превышает показатель 2021 года.

На сегодняшний день в республике выполняется свыше 700 внутренних рейсов в неделю по 56 маршрутам, обеспечиваются международные перевозки в 27 стран по 103 маршрутам. При этом в текущем году добавятся еще 9 направлений: в Доху, Куала-Лумпур, Анкару, Карачи, Лахор, Джидду, Маскат, Прагу и Тель-Авив. До 2025 года планируется открытие рейсов в Мумбаи, Гонконг, Вену, Токио, Сингапур, Нью-Йорк и другие города. Уровень соответствия международным стандартам безопасности полетов в Казахстане составляет 82%. Это самый высокий показатель среди стран СНГ. Республика стоит на одном уровне с такими странами Европейского союза, как Дания и Польша.

В 2023 году запланированы работы по модернизации аэропортов Шымкента, Алматы, Кызылорды и Костаная. Также в соответствии с поручением Главы государства прорабатывается вопрос проведения реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта Павлодара и рулежной дорожки, перрона аэропорта Балхаша.

В планах по дальнейшему развитию отрасли: повышение уровня соответствия стандартам безопасности полетов до 90%, реконструкция всех терминалов аэропортов, завершение строительства новых терминалов в аэропортах Шымкента и Алматы и т.д.

С докладами на заседании также выступили генеральный директор Авиационной администрации Казахстана Каталин Раду и руководители наиболее крупных участников авиарынка: президент компании Air Astana Питер Фостер и президент авиакомпании SCAT Владимир Денисов.

Премьер-Министр подчеркнул, что после пандемии отечественная гражданская авиация начинает новый этап своего развития: увеличивается число пассажиров, восстанавливаются ранее существовавшие рейсы, открываются новые направления.

Расширение международных маршрутов способствует дальнейшему развитию торгово-экономического, инвестиционного, туристического и культурного сотрудничества Казахстана с другими государствами. При этом глава Правительства обозначил ряд проблем в авиационной отрасли, которые надо решать.

«В отдельных аэропортах страны требуется проведение ремонта взлетно-посадочных полос. Практически везде используется устаревшая спецтехника: трапы, топливозаправочные машины, тягачи. Не соблюдаются международные стандарты приаэродромного пространства, когда земли вокруг аэропортов используются под жилую застройку и бизнес. Это влияет на безопасность полетов» Алихан Смаилов

Он добавил, что в Правительстве неоднократно рассматривался вопрос увеличения производства авиакеросина, так как именно наличие отечественного топлива является одним из ключевых факторов привлечения грузовых авиакомпаний, которые транзитом проходят через республику.

Премьер-Министр также указал, что казахстанцы выражают обоснованную критику в адрес отечественных авиакомпаний. Например, из-за отмены рейсов перед вылетом.

«В январе-феврале текущего года компания Fly Arystan отменила почти половину рейсов из аэропорта Костаная в Астану и Алматы. 25 февраля пассажиры этой авиакомпании устроили скандал из-за задержки рейса Астана – Шымкент на 10 часов. В результате его вообще отменили. К сожалению, представители авиакомпаний избегают прямого диалога с пассажирами, вовремя не комментируют причины задержки, не предлагают соответствующий сервис» Алихан Смаилов

По его словам, вызывает вопросы и политика ценообразования. Например, полуторачасовой перелет так называемого лоукостера из Астаны до Алматы может стоить в два раза дороже аналогичного по расстоянию маршрута в Европе, США или Китае. В этой связи Агентство по защите и развитию конкуренции считает, что динамическое ценообразование авиакомпаний работает на максимизацию их доходов, но не в интересах потребителей.

«Так называемый топливный сбор, который по логике должен зависеть от изменения цены на авиатопливо, остается в цене билета на одном уровне. Поэтому следует пересмотреть отношение к ценообразованию, постоянно работать над улучшением сервиса авиаперевозок и качества обслуживания. Интересы пассажиров должны быть ключевым приоритетом» Алихан Смаилов

Алихан Смаилов поручил уполномоченным госорганам подготовить дорожные карты по модернизации аэропортовой инфраструктуры, провести работу по изъятию незаконно выданных земельных участков вблизи аэродромов, а также проработать вопрос увеличения производства авиакеросина.

В заключение он отметил необходимость продумать меры стимулирования для привлечения международных пассажирских и грузовых авиакомпаний, проработать вопросы применения динамического ценообразования, чтобы ограничить возможность использования высокого спроса для получения максимального дохода, и ускорить исключение из Закона «Об использовании воздушного пространства» применение топливного сбора.

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -