Состояние казахстанского ритейла под влиянием пережитого всеми нами локдауна оставляет желать лучшего.
Такое мнение озвучил заместитель председателя правления Союза торговых сетей Казахстана Эльбеги Абдиев, передает Деловой Казахстан.
Сегодня в Союз торговых сетей РК входит более 20 ведущих ритейлеров страны. По данным Союза торговых сетей РК по итогам 2020 года объем торговли упал на 7,3%. Розничный оборот составил 22,5 триллиона тенге, из которых 30% пришелся на Алматы. При этом объем инвестиций во внутреннюю торговлю упал на 24%. Эксперт заявил: такие данные свидетельствуют о том, что бизнес перестал верить в развитие ритейла. И определенные основания для этого есть.
Аналитика Союза за прошлый год показала катастрофическое падение выручки ритейлеров Казахстана.
«От 60% до 90% выручки потеряли 6% ритейлеров, тогда как всего только 38% бизнесменов удержали свои потери в границе от 10% до 30%. Помимо этого, отмечается общее сокращение рабочих мест в ритейле: более 35% субъектов торговли вынуждены были уволить до 40% персонала, еще 20% - потеряли от 10 до 20% персонала. Половину своей команды потеряли 6 процентов ритейлеров, а 2% вообще уволили более 70% коллектива, что подразумевает закрытие бизнеса. Возникает вопрос – сколько компаний смогли сохранить свой коллектив? Ответ – скромные 30% ритейлеров закончили год либо с сохранением, либо с увеличением рабочих мест. Очевидно, что прошлый год был для всех очень сложным. Выжили только самые сильные», - сообщил Абдиев.
По официальной аналитике из открытых источников, экономика Казахстана плавно нормализуется, показатели возвращаются к ориентирам 2019 года. Однако, в Союзе торговых сетей РК убеждены, что бизнесу еще далеко до восстановления, а полностью рассчитывать на 100%-ную помощь со стороны государства в виде живых безвозвратных денег или субсидирования не стоит. Одновременно с этим эксперт отмечает, что государство сконцентрировано на формировании комфортной потребительской среды.
Например, активно разрабатываются проекты по усилению защиты прав потребителя. Так, в 2020 году уже была рассмотрена централизованная система обращений потребителей, а также жалоб на поставщиков, продавцов и ритейлеров.
Подготовил Альберт Ахметов
Использованы данные Международной выставки моды Central Asia Fashion