inbusiness.kz
Разрабатываемый сегодня национальный проект по развитию конкуренции будет сосредоточен на решении трех главных барьеров развития конкуренции, передает Деловой Казахстан.
По словам председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Серика Жумангарина, внешними консультантами – компанией CRC (Center For Research And Consulting) были установлены 3 узловых взаимосвязанных регуляторных барьера развития конкуренции, которые являются следствием государственного влияния на экономику и тормозят системные реформы.
«В их числе, ограниченный доступ к «ключевой мощности, который затрудняет развитие новых или масштабирование действующих видов бизнеса. Второе - искажение ценообразования. Статья 116 Предпринимательского кодекса подразумевает 14 видов ценового регулирования. Государственное ценообразование во многом объективно обосновано, но иногда сдерживает развитие инноваций, конкуренции. Третье - избирательное покровительство или фаворитизм конкуренции», - перечислил он.
В этой связи, по его словам, разрабатываемый сейчас национальный проект по развитию конкуренции сосредоточен на решении трех указанных узловых барьеров развития конкуренции.
Таким образом, Нацпроект включает в себя три задачи: развитие биржевой торговли в рамках обеспечения доступа к «ключевой мощности» и устранения искажения ценообразования; обеспечение доступа на рынки в сфере электроэнергетики в рамках устранения искажения ценообразования; разгосударствление в рамках устранения избирательного покровительства/фаворитизма.
«Общий экономический эффект от реализации Нацпроекта за 5 лет составит более 2,7 трлн. тенге. Основными благополучателями Нацпроекта являются субъекты предпринимательства, а также потребители товаров (работ, услуг). Реализация Нацпроекта будет содействовать достижению к 2025 году 15% ВДС в ВВП, а также сокращению присутствия государства в экономике до 14%», - пояснил Жумангарин.
В целом, в Нацпроекте определены ключевые проекты, определяющие формат дальнейшего разрешения искажающих конкуренцию факторов, в рамках реализации государственной политики по развитию конкуренции в стране, тем самым определены основное видение, бенчмарк. И если в рамках Нацпроекта будет устранен даже один барьер, то мультипликативный эффект от него почувствуют все отрасли.
Тем самым, Нацпроект консолидирует в себе задачи новой, проконкурентной политики.
Жан Амирбеков