Железнодорожный All inclusive

16718

Уникальные возможности экибастузского железнодорожного кластера продемонстрировала консалтинговая компания «Railways Systems KZ», выступившая организатором ознакомительного пресс-тура для журналистов. Всем пяти заводам в составе кластера явно есть что показать участникам международной конференции НК «ОПЖТ», которые совсем скоро соберутся в Нур-Султане и Экибастузе.

Аббревиатура «ОПЖТ» расшифровывается, как Объединение производителей железнодорожной техники. Организация эта, куда входят и те, кто производит оборудование для железной дороги, и те, кто эту железную дорогу обслуживает, включает в себя более ста предприятий почти из всех стран СНГ. В том числе, и экибастузское ТОО «Проммашкомплект», производство цельнокатаных колес для железнодорожного транспорта. Кстати, именно ТОО «Проммашкомплект» положило начало будущему железнодорожному кластеру из Экибастуза, который камня на камне не оставил от стереотипа «молодо – зелено».

Сегодняшний состав экибастузского кластера – это пять заводов. Точнее, ПОКА пять заводов, поскольку ближайшие планы руководства кластера подразумевают расширение железнодорожного ассортимента. Но пока мы говорим об уже упоминавшемся ТОО «Проммашкомплекте», ТОО «Проммаш KZ» (стрелочная продукция) ТОО «R.W.S. Binding» (о нем чуть позже), ТОО «R.W.S. Сoncrete» (выпуск железобетонных брусьев и шпал) и ТОО «R.W.S. Wheelset». На последнем хочется остановиться особенно. 

По меркам мировых производителей железнодорожной техники и комплектующих к ней, ведущих свою историю на протяжении многих десятилетий, а то и столетий (например, чешская компания GHH Bonatrans свою первую колесную пару выпустила в 1808 году), экибастузский завод по производству колесных пар – ТОО «R.W.S. Wheelset» можно сказать – «желторотик». Но именно он вместе с еще четырьмя производствами, составляющими экибастузский железнодорожный кластер, и является сегодня локомотивом, подтягивающим за собой остальных. И именно благодаря своей молодости, как бы парадоксально это не звучало. Объясняется все просто. Когда создавались основные мировые железнодорожные производства, еще и слыхом никто не слыхивал об IT- технологиях. А внедрять их на существующем оборудовании без полной его модернизации – дело пустое. 

- Главный плюс всех заводов в составе экибастузского железнодорожного кластера в том, что они появились позже всех имеющихся сегодня аналогов, - говорит директор ТОО «R.W.S. Wheelset» Александр Слободов, - К примеру, на нашем предприятии более 90 процентов всей работы делает программный продукт. Я с полной уверенностью могу сказать, что такого автоматизированного оборудования в мире нет. В этом плане мы действительно уникальные. 

Чтобы понять, о чем идет речь, не посещая сам завод (а те, кто его посетили, раскрывают рот от удивления), достаточно представить рабочего у станка, вытачивающего железнодорожную ось. Отвлекся мастер или вдруг у него соскочила где-то рука, готовое изделие уже будет не таким, каким должно быть. 

- На ТОО «R.W.S. Wheelset» невозможно произвести брак. Качество продукции на 100 процентов контролирует программный продукт. Человеческий фактор сведен к нулю, - описывает технологию своего колесного производства директор завода. 

Интересно, что история создания железнодорожной оси, из которой затем собирается колесная пара, - полностью открытая книга, начиная с самого первого этапа – обработки заготовки и до отправки уже готового продукта заказчику. И на каждый из этих процессов имеется свой документ качества. По количеству паспортов колесная пара «made in Ekibastuz» может посостязаться с документовладением каждого из нас – у этой железнодорожной комплектующей целых восемь паспортов качества, каждый из которых хранится как в электронной, так и в бумажной базе данных 32 года. Именно столько лет гарантии дает завод-изготовитель на свою колесную пару. 

Вся продукция ТОО «R.W.S. Wheelset» имеет ГОСТовское качество. И приемлемую благодаря крену в сторону автоматизации цену. Не удивительно, что завод на свою проектную мощность в 42 тысячи железнодорожных осей и 20 тысяч колесных пар в год вышел уже в 2017 году, через год после старта производства. Последнее, кстати, произошло с участием Первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, который лично контролировал ход реализации государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития.

Из достижений сегодняшних: 

200 тысяч колес различного размера, 300 тысяч железобетонных шпал, 42 тысячи железнодорожных осей, 20 тысяч колесных пар, 850 комплектов стрелочного бруса, три миллиона комплектов пластиковых элементов рельсового скрепления – это то, что сегодня ежегодно производят предприятия экибастузского кластера. 

Нельзя не отметить и ТОО «R.W.S. Binding», специализирующееся на производстве пластиковых элементов рельсового скрепления. И не только потому, что это как раз то производство, о расширении которого мы вели речь, когда представляли ПОКА пять кластерных производств. А больше из-за того, что продукция ТОО «R.W.S. Binding» даже после достижения гарантийных объемов нагрузки в 1,1 миллиард брутто-тонн абсолютно не деформируется, что может сэкономить КТЖ миллионы бюджетных средств. Если точнее, то речь идет о подрельсовых прокладках, в производстве которых используется термопластичный полиуретан. 

- В 2014 году мы на двух участках КТЖ в качестве эксперимента уложили полиуретановые подрельсовые прокладки, дав на них гарантию в 1,1 миллиард брутто-тонн. В прошлом году истек срок гарантийной нагрузки. Мы их сняли. И вы можете убедиться, за шесть лет эксплуатации с ними ничего не произошло. Ничего нигде не порвалось, не деформировалось, чем «грешат» некоторые мировые аналоги, - отметил директор ТОО «R.W.S. Binding» Владимир Береговой. 

И позволим себе немного пробежаться впереди паровоза. Совсем скоро – 1 июля здесь же, на площадке экибастузского железнодорожного кластера, будет запущен новый завод – по производству металлических клемм. Система рельсового скрепления железнодорожного пути включает в себя пять элементов. Завод «R.W.S. Binding», открытый в 2014 году, выпускал лишь три из них – пластиковые. А два элемента верхнего строения пути, сделанные из металла, завод закупал в Европе. С открытием нового клеммного завода все пять элементов рельсового скрепления тоже будут производиться в Экибастузе, еще более усилив кластерное производство в маленьком казахстанском городке. 

Только цифры: 

Инвестиции в создание экибастузского железнодорожного кластера уже превысили 110 миллиардов тенге. 

Следующий этап развития – строительство бандажного завода – Railcast Systems, запуск которого намечен на 2024 год. Его продукция – бандажи для локомотивов и кованые изделия – на более чем 80 процентов будут уходить на экспорт. 

Вообще же, и это еще одна уникальная особенность экибастузского железнодорожного кластера, в основу всех его предприятий изначально заложена возможность освоения всё новых и новых типов железнодорожных колес. 

- В общей сложности мы можем производить порядка 400 типов колес, осваивая соответствующие производства в максимально короткие сроки, - рассказал на брифинге основатель и директор по развитию ТОО «Проммашкомплект» Сергей Павлингер, - Сейчас, например, ТОО «Проммашкомплект» проводит работы по увеличению мощности колесного производства, что позволит увеличить выпуск колес с сегодняшних 200 тысяч до 300 тысяч в год. На очереди – получение сертификации для производства железнодорожных колес, отвечающего европейским нормативам. Полным ходом совместно с КТЖ идет разработка колес для устаревшей железнодорожной техники. В перспективе есть планы по освоению производства новых типов колес каждые полтора года. Мы хотим присутствовать везде, плоть до Америки. 



…Рассказывать про предприятия экибастузского железнодорожного кластера, можно еще долго. Но, как считает Сергей Павлингер, «дела всегда лучше слов». А потому здесь с нетерпением ожидают гостей, участников международной конференции «ОПЖТ», чтобы еще более подробно рассказать и что самое главное показать все тонкости системы All inclusive для железнодорожной отрасли, как называет экибастузский железнодорожный кластер генеральный директор «Railways Systems KZ» Артур Хачатурян. 


Ирина ВОЛКОВА, Павлодар

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -