Все дороги ведут в министерство

65095

Великая всё-таки сила – социальные сети. Всего два месяца понадобилось казахстанцам, чтобы донести до президента К.Ж.Токаева свою очередную боль – разбитые и убитые дороги. 


Иван Творожников (1848-1919) «Бездорожье. Земский врач»

Чего только не увидели мы за эти 60 дней весны! И утопающую в грязи корову в Караганде, и застрявшую в городском (!) алматинском бездорожье карету скорой помощи, и глобальный провал улицы в Петропавловске… 

Наконец, терпение главы государства лопнуло, и он разразился постом в Твиттере. «Состояние республиканских и местных дорог в стране вызывает справедливые нарекания граждан. Низкое качество дорог требует ежегодного ремонта, который выполняется некачественно и приводит к неэффективному расходованию государственных средств. Правительству, акимам и правоохранительным органам поручено принять системные меры по выправлению ситуации и отчитаться о них».

Уверен, что наш президент мог бы выразиться и пожёстче. Но будучи человеком глубоко интеллигентным и образованным, он облёк весь свой гнев в форму дипломатической ноты протеста.   

Мне очень хочется верить, что вскоре последуют и определенные оргвыводы. Я не думаю, что последуют тюремные наказания за некачественно выполненное строительство дорог, но полагаю, что общество поддержало бы пару-тройку образцово-показательных судебных процессов над мошенниками-заказчиками и ворами-подрядчиками. На самом-самом высоком уровне. 

Не сомневаюсь так же, что очень скоро начнется массовое «выполнение поручений президента относительно качества дорог». Я даже знаю, как ускорить этот процесс до космических скоростей! Нужно из Акорды разослать во все городские акиматы сообщение о приезде через неделю лично президента с целью проверки состояния дорог.

Так же я уверен, что очередная дорожная кампанейщина ни к чему не приведет, и в следующем году мы будем попадать в те же ямы и колдобины. Знаете, почему я так уверен? Потому что четыре года назад я беседовал с одним ответственным чиновником на эту же тему: «Когда у нас будут хорошие дороги?». 

Сейчас я буду приводить цитаты из беседы, а вы смотрите: сделано обещанное четыре года назад или нет. 

«Обеспеченность техникой «Казавтодора» в некоторых областях составляет всего 30%. То есть техники не хватает. Нами поднимался вопрос транспортной инфраструктуры, чтобы мы смогли в бюджете 2017, 2018, 2019 годов эту ситуацию коренным образом переломить». 

«Строительство БАКАД в Алматы начнется в 2017 году. Планируем в третьем квартале 2017 года начать».

«Почему бы не восстановить Дорожный фонд, который у нас был до 1999 года - внебюджетный фонд именно на дороги? Но у нас же единые принципы бюджетирования. У нас один бюджетный кодекс. И он не предполагает создания и функционирования внебюджетных фондов». 

«Республика выделяет на всю сеть дорог страны (60 тысяч км) сумму в районе 40 млрд тенге. А вот области выделяют немного. Большинство областей финансируется по остаточному принципу». 

«Головная боль для алматинцев - оптовый рынок «Алтын орда». Что с ним делать? Сейчас идет проектирование этого участка. Мы планируем до марта завершить проектные работы. Национальная компания «Казавтожол» приступит к работе в следующем году. К концу 2018 года мы планируем завершить реконструкцию этого участка».

Я привел только несколько моментов разговора четырёхлетней давности. И даже по этим обрывкам понятно, что дело не то что не двигалось, оно откатилось назад – ведь время идёт, а технологии устаревают. 

Мне думается, что пока в Казахстане строительство и поддержание дорог не возведут в принцип национальных приоритетов, ничего не изменится. Пока не возродят Минавтодор и не поставят министром действительно толкового специалиста (вечный пример и образец – Леонид Борисович Гончаров, первый министр Автодора), всё останется по-прежнему - аппетиты непомерные, карманы глубокие, бессовестность бесконечная. 

Кстати говоря, талантливых и честных специалистов у нас много. Вот, например, какие умные вещи предлагает дорожный строитель из Уральска Азамат Мусилов. 

«Если не на словах,  а на деле мы хотим иметь качественные и безопасные дороги, и хотим если даже не искоренить, а хотя бы ослабить коррупцию в секторе ЖКХ, считаю необходимым срочно пересмотреть все условия и порядок проведения дорожных работ», - пишет А.Мусилов.                                      

Он, в частности, предлагает изменить нынешнюю ситуацию, где за выполненную дорожную работу отвечает подрядчик. 

По мнению строителя, нужно «разделить ответственность за качество выполненных дорожных работ на всех участников: Заказчика,                                                                                                        

Проектный институт, Технадзор, Подрядчика и Лабораторию (РГП Центр экспертизы качества дорожных активов)».   

А я бы еще дополнил: «главным руководителем, куратором и инспектором сделать Министерство автомобильных дорог РК».  


Андрей Зубов

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -