Митинги - и право, и ответственность

6188

Казахстан делает серьезный шаг в области реформирования действующей политической системы. И тот факт, что законопроект «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан» был возвращен из Сената в Мажилис, свидетельствует о высокой общественной значимости документа, о тщательной проработке его норм. Речь идет не просто об изменениях в действующий закон, а о концептуально новом законе.

Законопроект, действительно, играет ключевую роль в реализации концепции «слышащего государства» и пакета политических реформ, инициированного президентом на площадке Национального совета общественного доверия. Он был широко обсужден в разных форматах. Был услышан каждый голос, каждое толковое предложение, и по итогам этих обсуждений корректировались отдельные нормы, вносились новые. При этом, работа над законопроектом велась в неординарных условиях карантина. Впервые в Казахстане в законопроектной работе столь широко применялись цифровые технологии. 

В рабочую группу по разработке законопроекта в Мажилисе были включены известные правозащитники, юристы, общественные деятели, члены Национального совета, представители гражданского общества, члены НСОД. Каждый день шли долгие дискуссии. Также состоялись общественные слушания в нескольких городах страны, прошли обсуждения законопроекта на различных онлайн-площадках, в том числе оппозиционной HAQ.

На каждом этапе законопроект менялся, уточнялись ключевые нормы и положения, хотя сам проект нового закона концептуально либеральный. Многие предложения и замечания общественных деятелей и гражданских активистов были учтены, что сказалось на качестве документа. Были исключены практически все ограничения для деятельности журналистов, освещающих митинги, введен принцип «презумпции в пользу митинга», являющийся одним из шести руководящих принципов по свободе мирных собраний, рекомендованных Советом экспертов БДИПЧ ОБСЕ.

Законопроект – это серьезный прорыв в дальнейшей либерализации политических процессов. Он формирует совершенно другие принципы общественно-политических отношений. Теперь проводить мирные собрания в стране стало гораздо проще, а требования к подаче документов для проведения мероприятия заметно упростились. По инициативе президента страны полностью провозглашен и закреплен уведомительный порядок проведения митингов вместо разрешительного принципа – это главный прорыв. В законопроекте установлена обязанность акиматов публиковать в интернете перечень мест для проведения митингов, а также оперативную информацию об их занятости. При этом срок подачи заявки на проведение мирного собрания сокращен с 10 до 5 дней. Это значительно меньше, чем в действующих законодательствах других постсоветских стран, например, РФ – 10 дней, Кыргызстана –12 дней, Узбекистана – 30 дней.

В Сенате законопроект был дополнительно доработан. Сенаторы предложили внести ряд поправок, во-первых, расширяющих права организаторов и участников митинга, во-вторых, существенно упрощающих порядок организации и проведения мирных собраний. В частности, было предложено регламентировать количество мест для проведения собраний и митингов – не менее трех в каждом районе города, причем расположенных именно в центральных частях. Например, в Нур-Султане количество таких мест должно составить не менее 12, в Алматы – 24, в Шымкенте – не менее 12. 

Кроме того, Верхняя палата Парламента предложила сократить перечень обязанностей организаторов митингов с 13 до 10. В частности, исключить норму, обязывающую митингующих не скрывать свое лицо одеждой или иными спецсредствами. Наоборот, с учетом угрозы распространения COVID-19, предусмотрено право организаторов и участников митинга использовать СИЗ.

Также было предложено исключить норму, согласно которой организаторам митинга могло быть отказано в случае, если проведение мирного собрания могло повлечь нарушение работы объектов жизнеобеспечения, связи и т.п. Эту норму предложено исключить из закона ввиду возможности ее слишком широкого толкования.

Наконец, сенаторы предложили сократить с 7 до 6 перечень оснований для прекращения мирного собрания. Так, нарушение общественного порядка со стороны отдельных участников митинга не должно служить основанием для его прекращения, разумеется, в случае их устранения. Поскольку мажилисмены согласились с поправками Сената, можно выразить уверенность, что новый Закон «О митингах» способствует прогрессу в сфере демократизации. Мажилис на пленарном заседании согласился с внесенными Сенатом изменениями в проект закона о мирных собраниях. Таким образом, согласно регламенту, закон считается принятым Парламентом и направляется на подпись главе государства.


Жанар ТУЛИНДИНОВА, политолог

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -