С 12 апреля 2021 года таможенная служба России изменила правила раскладки продовольственных товаров внутри грузовых автомобилей.
Проверке подвергается вся продукция, которая следует из России в Казахстан и из Казахстана в Россию. К ужесточению мер привели участившиеся попытки нелегального пересечения границы, а также провоза оружия, наркотиков и другой запрещенной продукции.
Сейчас на автомобильных пунктах пропуска России и Казахстана фиксируются многокилометровые очереди. Наиболее протяженная, по нашей информации, наблюдается на погранпереходе «Маштаково-Сырым». Время ожидания автомобилей составляет 1-3 дня. Трудности с пересечением российско-казахстанской границы наблюдаются уже третью неделю, при этом каких-либо официальных разъяснений от ведомственных органов в адрес перевозчиков не поступало.
Особо тщательному досмотру подвергаются грузы, размещенные навалом, причем не только продовольственные. Водителям приходится выгружать и перегружать товар, чтобы внутри автомобиля был коридор для проверки. Такие работы требуют больших временных затрат, а очереди только увеличиваются.
Эта ситуация беспокоит перевозчиков и бизнес двух стран. Из-за временных издержек срываются даты поставок. Манипуляции с грузом приводят к нарушению целостности упаковки и повреждению товара. Однако доказать это практически невозможно, поскольку документы о произведенном досмотре не выдаются.
На текущий момент грузы на паллетах тщательной проверке не подлежат. Однако в случае ужесточения мер вместо 33 паллет, как перевозится сейчас, стандартная фура сможет брать 24 паллеты с учетом прохода для досмотра. Это огромные финансовые потери для клиентов, поскольку, несмотря на уменьшение объемов перевозимых грузов, ставки на перевозку снижаться не будут. По нашим подсчетам, затраты на перевозку в среднем могут увеличиться на 30-40%.
Соответственно, если принятые меры будут ужесточаться и количество отгружаемого товара уменьшится, конечный потребитель начнет ощущать повышение цен на продукцию. Напомню, основным импортом из России в Казахстан являются медикаменты и продукты питания.
Сергей ЛИ, руководитель отдела автомобильных перевозок AsstrA по Центральной Азии, Алматы, фото instagram.com/shekaraknbkz