Опасное это дело – выходить за порог…

1940



Читаю письмо. «Собрались на озеро Алаколь в Казахстане на машинах. Просмотрели весь интернет. Нашли описания, как добраться со стороны Алматы. Во всех рассказах звучали предостережения о плохом состоянии трассы. Мы, живущие в России, и зная состояние наших дорог, не особо испугались. Но о том, что нас ждало, даже не подозревали. 

Такое ощущение, что дороги не ремонтировались с советских времен, а там, где положили заплатки, работы велись с нарушением всех технологий и технических условий. Далее начались большие выбоины на обочинах, которые надо было объезжать. Пару раз сильно тряхнуло, несмотря на то что шли на джипах. При этом 50% машин были «низкобрюшками». Как же они умудряются передвигаться без особых последствий? По обочинам дорог много памятников погибшим. Не мудрено...»

Знаете, когда это было написано? В 2013 году. Смотрим отзывы нынешнего, 2019 года. «Как же хорошо отдыхать!!! Мы съездили на Алаколь, все понравилось, единственный минус – это дорога! Мы поехали на своей машине, и это был просто кошмар. Это даже не дорога, а просто путь, направление, все перекопали, дорогу на озеро начали строить, приходится съезжать на объездную, в общем, до 2022 года не советую ехать на своей машине». 

«Дорога удивила. До Талдыкоргана доехали за пару часов. Идеальное дорожное покрытие. Но после... Это сложно описать словами. Трясло, как на аттракционе. Сложилось ощущение, что дорогу бомбили, потому что иначе чем ударами военной авиации такие ямы не объяснить. Посему мы тащились медленно, осторожно объезжая ямы и вздыбившийся асфальт. Каждые 30 – 35 км мы встречали машины у обочины с пробитыми колесами».

«До Талдыкоргана долетели просто. После же – это адовый ад какой-то. В машине дребезжит, кажется, каждый винтик и болтик. Вот реально – просто жалко машину! Гравийные временные дороги – это пипец, культурно говоря. Гравий, еще и гармошкой. Как будто после войны. По дороге было много автобусов с пробитыми колесами. Стояли, меняли». 

Дорогу обещают сделать к 2021 году. Но, как пел классик, «обещаньям я не верил и не буду верить впредь». Я после поездки на Алаколь на собственной машине в 2016 году стал следовать завету другого классика: «Опасное это дело – выходить за порог. Стоит дать волю ногам, и неизвестно, куда тебя занесет».

Кстати, вернувшись из той драматической и дорогóй для меня поездки (дорогóй – в прямом смысле, потому что после делал ремонт ходовки и отдал 160 тыс. тенге), я стал выяснять, когда же сделают эти несчастные 300 – 350 км от Алматы до прекрасного озера. Информацию мне предоставил лично тогдашний министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек. Привожу цитату: 

«Президент страны неоднократно подчеркивал необходимость развития туризма, в частности, внутреннего. Но ко многим туристическим объектам просто нет дороги. Это касается, например, Тамгалы-Тас вблизи Алматы. Я уже не говорю про дорогу на Алаколь, где можно потерять подвеску и собственные зубы... 

Очень хороший вопрос. Ведь наше министерство курирует и вопросы туризма. Действительно, транспортная доступность к объектам туризма – один из краеугольных камней в вопросах развития туризма. У нас есть 6 – 7 основных туристических кластеров: Алаколь, целый комплекс в ВКО, Кендерли в Мангыстауской области. Заповедники: Тамгалы-Тас, в сторону Чарынского каньона и так далее. Все эти проекты у нас в списке есть. В следующем году мы планируем начать дорогу Талдыкорган – Калбатау – Семей – Оскемен. Будут ответвления Ушарал – Достык. Но вы понимаете, когда идет соотношение построить трассу Алматы – Талдыкорган или дорогу Ушарал – Достык начать, то, конечно, строим сначала там, где проходит больше машин. А когда здесь закончили, очередь дошла и до Ушарал – Достык». 

Это интервью я записывал в конце 2016 года. Прошло почти четыре года. Что изменилось? Дорога как была «неездабельной», так «неездабельной» и осталась. 

Читаем вести с дорожных фронтов весны 2019 года. «В этом году на Алаколе планируют принять рекордное количество туристов. До старта сезона осталось совсем немного. Правда, есть опасения, что некоторые гости до курорта так и не доберутся. Причина – плохое состояние дорог и отсутствие надлежащего сервиса. Эта проблема взволновала президента страны. Касым-Жомарт Токаев поручил правительству и акимам Восточно-Казахстанской и Алматинской областей принять срочные меры. 

Касым-Жомарт Токаев, президент Республики Казахстан: «Область становится главным центром туризма для всей страны. Главный магнит – это озеро Алаколь, которое славится своими лечебными водами... Однако уровень сервиса, сопутствующая транспортная, даже гостиничная инфраструктура все еще оставляет желать лучшего. Особенно много нареканий вызывает состояние дорог, которые обслуживают потенциальных туристов». 

Между тем статистика говорит: поток туристов в Алма­тинскую область увеличивается ежегодно на 20 – 30%. В 2018 году область посетили около двух миллионов человек, что характеризует рост данного показателя более чем на 30% по сравнению с 2017 годом. К 2025 году прогнозируемый туристический поток в Алматинский регион достигнет 4 млн человек, из них подавляющая часть – 3,5 млн – только на объектах Алматинской области.

Заметьте! Едут эти миллионы туристов в Алматинскую область (в том числе и на Алаколь) отнюдь не благодаря стараниям всех наших правительств и министров, которые за 28 лет не смогли создать нормальной трехсоткилометровой автотрассы.

Очень стыдно…




Андрей ЗУБОВ

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -