В АО «Казахтелеком» состоялось совещание, в ходе которого были подведены итоги работы в первой половине 2019 года. Одним из главных результатов минувшего полугодия стало успешное начало реализации проекта ВОЛС СНП, играющего важную роль в развитии интернета в регионах. Прокладывание волоконно-оптических линий связи в сельских населенных пунктах позволит жителям пользоваться всеми преимуществами высокоскоростного подключения к Сети. Этот проект имеет высокую значимость для компании и является базовым – возведенная в его рамках инфраструктура даст возможность «Казахтелекому» и другим операторам связи предоставлять казахстанцам весь спектр телекоммуникационных услуг на территории страны.
Интернет – в село
Масштабы ВОЛС СНП весьма амбициозны, проект является крупнейшим в сфере ИКТ в Казахстане. Благодаря усилиям национального оператора почти 2,5 млн жителей отдаленных сел страны получат доступ к высокоскоростному интернету. До конца 2020 года АО «Казахтелеком» построит более 16 000 км волоконно-оптических линий связи для обеспечения почти 2 500 государственных учреждений в 828 селах страны.
Куанышбек Есекеев, председатель правления АО «Казахтелеком», обратил внимание на то, что столь крупный проект реализуется через механизм государственно-частного партнерства, который уже успешно зарекомендовал себя.
««Казахтелеком» до конца 2020 года построит за счет собственных средств волоконно-оптические сети, подключит к ним государственные учреждения и бюджетные организации и обеспечит предоставление услуг. Построенная инфраструктура сможет использоваться для предоставления сервисов и другим участникам рынка. В их числе – и сотовые компании, которые получат доступ к ресурсам для строительства внутренних сетей и оказания полного спектра телекоммуникационных услуг», – пояснил Куанышбек Есекеев.
В частности, подведение инфраструктуры ВОЛС к сельским населенным пунктам позволит сотовым операторам увеличивать количество собственных базовых станций, расширяя зоны покрытия сетью и улучшая качество предоставления услуг мобильного интернета.
«Казахтелеком» четко придерживается графика проекта, планомерно реализовывая намеченные этапы. К настоящему времени к ВОЛС уже подключены госучреждения в селах Алматинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Кызылординской, Павлодарской и Туркестанской областей. При этом скорость подключения к интернету в отдаленных селах составляет до 20 Мбит/с, что позволит в перспективе устранить цифровое неравенство между городом и селом. Всего до конца текущего года оператор планирует подключить к волоконно-оптическим линиям связи 1 352 государственных учреждения в 462 сельских населенных пунктах.
Города «поумнеют» за счет ВОЛС
В свете все большего распространения в мире концепции Умных городов и старта ее реализации с проекта Smart Aqkol в Казахстане, «Казахтелеком» продолжает инициативу по «оцифровке» городских систем. Эта услуга получит распространение во всех регионах Казахстана после того, как волоконно-оптические линии свяжут телекоммуникационную сеть воедино. Проект SmartCity подразумевает управление системами жизнеобеспечения населенного пункта в автоматическом режиме, за счет анализа больших данных и внедрения систем искусственного интеллекта.
Первая и весьма успешная реализация Умного города в Казахстане была продемонстрирована Президенту РК Нурсултану Назарбаеву в начале текущего года. «Казахтелеком» выступил инфраструктурным оператором проекта в городе Акколь. SmartAqkol реализован совместно с акиматом Акмолинской области и компаниями-партнерами. Проект направлен на комплексное обеспечение жизнедеятельности города посредством интеллектуальных систем, в числе которых: видеонаблюдение за дорожной и общественной безопасностью, видеонаблюдение в образовательных учреждениях и социально-значимых объектах, мониторинг и управление в сфере здравоохранения, оснащение зданий и жилых домов «умным оборудованием» нового поколения.
Напомним, что еще в ходе презентации инновационного проекта «Казахтелеком» заявил о готовности масштабировать этот пилот на более крупные населенные пункты и приложить свои знания и экспертизу к реализации Умных городов в Казахстане. И сегодня стало известно, что буквально на днях «Казахтелеком» продемонстрировал Аскару Мамину, премьер-министру РК, возможности цифровой трансформации города Арыс.
Умный дом и все, что в нём
Логичным продолжением концепции Умный город является «Умный дом». Здесь в полной мере используется технологическое решение Интернета вещей, которое так же является объектом пристального изучения экспертов компании. Оператор уже может похвастаться результатами - в первом полугодии 2019 г. «Казахтелеком» запустил услугу «Умный дом», которая предлагает абонентам комплексное решение по мониторингу и управлению безопасностью в квартирах или частных домах. Специальное приложение для мобильных устройств доступно на платформах Android и iOS. Сегмент безопасности, кстати, дополняет крупнейшая в стране сеть облачного видеонаблюдения, развернутая в 2018 году. Она уже доступна абонентам в 14 крупных городах Казахстана. За 2019 год база пользователей услуги «Облачное видеонаблюдение для подъездов» достигла порядка 12 тысяч абонентов.
Динамичный рост
При подведении итогов полугодия были затронуты вехи, которые напрямую повлияли на развитие национального телеком-оператора. Среди них – завершение сделки по приобретению 49% доли Tele2 AB в совместном предприятии. Эта сделка имеет высокую значимость, поскольку позволяет диверсифицировать бизнес, что, в конечном счете, ведет к увеличению масштаба и росту рентабельности группы компаний АО «Казахтелеком». Более того, существенно возрастают и возможности по реализации таких амбициозных проектов, как внедрение 5G. Еще одна важная сделка – покупка контрольного пакета акций АО «Кселл».
В АО «Казахтелеком» уверены, что с учетом разветвленной оптико-волоконной сети компании, ее опыта в развитии мобильного сегмента и реализации масштабных инфраструктурных проектов, обе эти сделки положительно скажутся на телекоммуникационной отрасли. Прежде всего, это позволит в синергии использовать технические возможности трех операторов и подключить лучшие ресурсы для решения поставленных задач.
Куанышбек Есекеев подчеркнул, что основными приоритетами для компании являются постоянное совершенствование качества предоставляемых услуг, внедрение передовых технологий, гибкая тарифная политика и реализация ожиданий клиентов. И обе сделки позволят не снижать заданный темп в реализации этих стремлений.
5G в Казахстане: опережая рынок
Все больше стран, так или иначе, приступают к тестированию и развертыванию пилотных сетей 5G. АО «Казахтелеком», являясь ведущим оператором связи в Казахстане, не просто пристально изучает глобальные тренды, но уже рассматривает реальные кейсы и возможности новой технологии в создании инфраструктурных сервисов и новых бизнес-направлений.
Компания с начала года плотно работает над проектами 5G. Возможности новой сети в сферах мобильного и фиксированного беспроводного ШПД с использованием технологий Beamforming и Massive MIMO были продемонстрированы в мае в г. Нур-Султан совместно с Nokia.
Позже в Алматы совместно с Ericsson «Казахтелеком» показал возможности 5G в сферах мобильного и фиксированного беспроводного ШПД, а также представил прототип абонентского устройства, способного работать в сверхвысоких частотных диапазонах. Более того, в ходе тестирования была достигнута пиковая пропускная способность загрузки данных до 15 Гбит/с на одно устройство. А на Mobile World Congress Shanghai 2019 «Казахтелеком» продемонстрировал свои достижения в сфере 5G, отведя им часть выставочного стенда.
«Преимуществами технологии 5G являются высокие скорости доступа, до 10Гбит/с, одновременного обслуживания большого количества устройств интернет вещей, низкая задержка, а также использование более широкого диапазона частот. Такие показатели позволяют развивать новые пользовательские приложения, а также внедрять промышленные сценарии использования технологии 5G и Интернета вещей, еще одной технологической новинки в спектре услуг, которые «Казахтелеком» готов предоставлять своим клиентам», - пояснили в компании.
Клиенту - все самое лучшее
Как уже отмечали представители АО «Казахтелеком», важными метриками для компании являются улучшение сервиса и качества предоставляемых услуг. В первом полугодии активная работа по усилению контроля над соблюдением сроков предоставления обратной связи с клиентами была продолжена. Оператор проводит постоянный мониторинг обращений клиентов в контакт-центры по номерам «160» и «165», с принятием соответствующих мер по выявленным кейсам. Для удобства клиентов, с целью бесперебойного предоставления сервисов, внедрено SMS-оповещение и авто-информирование о наличии задолженности за услуги телекоммуникаций на мобильные номера.
В результате работ по модернизации и повышению эффективности развития и эксплуатации сети увеличилась монтированная емкость широкополосного доступа.
По предварительным данным, на 1 июля 2019 года «Казахтелеком» остается доминирующим игроком на рынке телекоммуникаций республики: количество фиксированных линий составило 2 878 062 единицы, в том числе, в городской телекоммуникационной сети (ГТС) - 2 052 259 единиц, в сельской (СТС) – 825 803 единицы. Количество абонентов фиксированного ШПД составляет 1,701 млн портов, количество абонентов платного телевидения - 768 тыс. точек. Из них абонентов iDTV - 564 тыс. точек, iD TV Online - 61 тыс. точек, кабельного телевидения - 143 тыс. точек.
Важно отметить, что сервисы АО «Казахтелеком» предназначены не только для физических лиц, но и бизнеса. На протяжении вот уже четырех лет «Казахтелеком» развивает проект «Оператор фискальных данных» на базе собственной инфраструктуры. За период реализации проекта к системе уже подключили свыше 241 тыс. контрольно-кассовых машин. Данные с них передаются в режиме онлайн в Комитет государственных доходов Министерства финансов РК. А для повышения лояльности клиентов АО «Казахтелеком» запустил пилотный проект «Аренда ККМ» в городах Нур-Султан, Алматы и Шымкент. Этот пилот позволяет бизнесменам получить кассовые аппараты в аренду сроком на 24 месяца с последующем выкупом.
Путь компании - трансформация
В рамках реализации стратегии развития АО «Казахтелеком» до 2028 года была сформирована и утверждена программа цифровой трансформации Өрлеу 2.0, состоящая из 63 проектов. Стратегическое направление развития «Бренд первого выбора» призвано сформировать у потребителя устойчивое восприятие бренда «Казахтелеком» как лучшего поставщика любых ИКТ-услуг на территории Казахстана. «Цифровая платформа», которую развивает оператор, позволяет реализовать задачи по цифровизации и повышению эффективности инфраструктуры, оптимизации технологических процессов и обеспечить поддержку инициатив стратегического направления развития «Бренд первого выбора».
Более того, в рамках этого направления ведутся работы по цифровизации сетевых ресурсов, информационных систем поддержки бизнеса, созданию цифровых сервисных платформ для партнеров и централизованному управлению данными (BigData). А направление «Трансформация затрат» призвано провести внутренние трансформационные изменения, направленные на повышение операционной эффективности, пересмотр бизнес-моделей, процессов, их упрощение и рационализацию, создание эффективной организационной архитектуры.
У проекта уже есть значимые достижения: по результатам полугодия финансовый эффект от реализации программы цифровой трансформации Өрлеу 2.0, которая стартовала в 2019 году, составил почти 560 млн тенге. В целом, за пять лет реализации инициатив «Өрлеу» получен эффект на свободный денежный поток в размере 106,2 млрд тенге.
Сервисная фабрика – новый внутренний проект
В ходе реализации проектов по трансформации компании и внедрения эффективной бизнес-модели, состоялся запуск филиала «Сервисная фабрика», основной целью которого является обеспечение централизованного управления поддерживающих, вывод непрофильных функций, а также фокусирование деятельности на основном бизнесе и дальнейшем повышении эффективности компании.
В АО «Казахтелеком» уверены, что «Сервисная фабрика» станет центром оказания поддерживающих функций компании и будет реализовывать определенный функционал для сотрудников компании. Это правовое обеспечение, кадровое администрирование, бухгалтерский и налоговый учет, административно-хозяйственное обеспечение и финансовое сопровождение. Деятельность филиала положительно повлияет на эффективность работы всей компании, в частности – на повышение производительности труда и сокращение совокупных затрат. Она также позволит стандартизировать и унифицировать существующие бизнес-процессы, повысит эффективность контроля при централизации, а также поспособствует повышению качества внутренних услуг и обеспечит доступность и прозрачность управленческой информации.
Кадры – главная ценность
Серьезное внимание оператор продолжает уделять и персоналу. Ключевым результатом деятельности HR-направления стало повышение индекса социальной стабильности с 58% до 71% за последние пять лет. Значительный рост свидетельствует о том, что компании удается успешно решать задачи, возникающие в процессе ее деятельности. Высокий показатель демонстрирует и удовлетворенность социально-трудовыми отношениями, а также стабильный уровень социального спокойствия.
В нынешнем году «Казахтелеком» продолжил трансформацию своей организационной структуры – компания переходит на дивизиональную модель управления, что позволяет сосредоточить усилия на розничном и корпоративном сегментах и сосредоточиться на нуждах клиентов. Важным аспектом этой трансформации является продвижение и укрепление корпоративных ценностей CREDO. Уже более 130 сотрудников активно вовлечены в 50 разработанных ими же проектов. Ожидается, что внедрение новых подходов может суммарно принести компании эффект опорядка 2,5 млрд тенге.
Признание на международном уровне
Эффективность работы АО «Казахтелеком» в первом полугодии 2019 года подтверждена высокими рейтингами международных агентств. Совсем недавно FitchRatings подтвердило рейтинг АО «Казахтелеком» на уровне ВВ+, а также сохранило «Пересмотр на повышение». В рейтинговом агентстве заявили, что приобретение контрольного пакета акций АО «Кселл», второго по размеру мобильного оператора в стране, а также получение полного владения в совместном предприятии Tele2/Алтел позволит оператору стать лидером в мобильном сегменте рынка, с абонентской базой, составляющей более 60%, и наиболее широкой зоной покрытия сети в республике.
Аналитики уверены, что тесная сетевая интеграция будет способствовать достижению значительного синергетического эффекта и обеспечит безусловное стратегическое преимущество в конкурентной борьбе. Столь высокие рейтинги «Казахтелекома» эксперты агентства связывают с сильной рыночной позицией компании в ключевых сегментах фиксированных услуг, генерацией существенного положительного свободного денежного потока, низким уровнем долговой нагрузки, а также благоприятным регулированием. Наряду с этим, согласно подходу агентства, оценка операционного профиля компании в данном случае может находиться в инвестиционной категории «BBB».
«Казахтелеком» - строим будущее сегодня
До конца нынешнего года АО «Казахтелеком» продолжит активную работу по реализации проекта ВОЛС СНП, повышению качество сервиса и предоставляемых услуг. Компания также намерена продолжить активное изучение потребностей клиентов, прибегая при этом к формированию гибкой тарифной политики. Помимо этого оператор готовятся к внедрению новых бизнесов на основе выстроенной в компании инфраструктуры – крупнейшей в Казахстане и в регионе.