Ерлан Хасенбеков: «Санкции в отношении отдельных стран предоставили нам больше возможностей»

1680
Фото: АИРИ

Ерлан Хасенбеков, консультант по развитию частного сектора

– Какие вызовы и возможности представляются перед экономикой Казахстана в контексте макроэкономической нестабильности на мировом рынке? С помощью чего это можно прогнозировать?

Макроэкономическая нестабильность связана с политической ситуацией на глобальном уровне. Мы знаем, что существуют локальные конфликты, что происходит скажем так, регионализация или секуляризация мира. Люди могли ездить по всему миру, посещать разные страны, границы максимально были открыты.

Макроэкономическая нестабильность в настоящее время происходит именно из-за глобального разделения на отдельные полюсы, с т.з. торговли, движения финансовых средств и трудовой миграции. Казахстан продолжает использовать многовекторную политику стараясь поддерживать дружеские отношения со всеми центрами происходящей в настоящее время регионализации. Поэтому прямого негативного воздействия усиливающаяся глобальная макроэкономическая нестабильность на нас не оказывает.

В рамках этого процесса, санкции в отношении отдельных стран, открыли для Казахстана дополнительные возможности. Идет изменение транспортных маршрутов, по которым шли основные торговые потоки. Я имею в виду торговлю на мировом уровне между крупными странами в целом. И здесь у нас появились возможности получить дополнительные транзитные пути.

Помимо новых маршрутов, Казахстану необходимо менять статус-кво сырьевой страны и определяться со своей экономической специализацией в международном разделении и сосредоточиться на ее развитии. К сожалению, приоритеты, которые формировались на разных этапах экономического развития страны, менялись. Примером правильно избранной специализации может служить Тайвань, выбрав себе профиль производителя полупроводников, занял эту нишу, развивается. Уровень там достатка высокий у жителей. Там, опять таки, политическая ситуация совсем другая, но экономически очень процветающая страна.

– А какие меры принимаются в Казахстане для содействия инновационной деятельности и развития высокотехнологических отраслей?

В инновационном секторе происходят изменения. Новый Министр науки и высшего образования привнес важные изменения, включая увеличение финансирования науки в несколько раз. Это значительное повышение финансирования призвано стимулировать развитие научных исследований и инноваций. Несмотря на то, что доля научных исследований в ВВП Казахстана остается невысокой и никогда не превышала 0.2%, на мой взгляд, за счет увеличения финансирования начнутся изменения.

Самое важное изменение — это то, что науку сейчас перестали рассматривать как нечто отдельное от экономики. Новый закон о науке и технологической политике, разработанный министерством науки и высшего образования, нацелен на улучшение взаимодействия между фундаментальной и прикладной наукой и рыночным сектором экономики. Этот закон направлен на содействие переносу научных разработок на рынок, упрощение процедур финансирования, патентования, сертификации и других этапов, необходимых для внедрения инноваций.

Есть сектор «IT и цифровизации». У нас уже выстроена серьезная инфраструктура поддержки. Есть IT парк Алатау и частные операторы – MOST в Алма-Ате, Терриконовая долина в Караганде, а также у Astana Hub появились филиалы во многих регионах страны. То есть существует выстроенная система для поддержки стартапов, которые могут развивать свои разработки опираясь на данную систему. В этом смысле инфраструктура есть, и она уже дает свои плоды. Количество стартапов растет, которые ориентируются не на внутренний рынок, а глобальный, и соответственно, строят продукты и сервисы, которые способны конкурировать на внешних рынках. Плюс у нас сформировалась венчурная индустрия, которая предоставляет средства для развития стартапов. Несмотря на то, что они в основном находятся в Алматы и в Астане, они работают по всей стране.

Ну и третье направление, очень важное это то, что сейчас реализует наш главный финансовый институт– Национальный банк. Они сейчас очень близко подошли к введению цифрового тенге и внедрению технологий открытого банкинга. В этом смысле Казахстан находится в мировом тренде развития цифровой валюты и открытого банкинга, API интеграций и прочих новшеств.

– Если мы заговорили о стартапах и об инновациях, вы упомянули венчурный бизнес. А правда ли, что в Казахстане в целом слабо развита эта сфера?

Все познается в сравнении. Если говорить про венчурную индустрию, то все относительно. У нас 5 лет назад вообще отсутствовала активность в этом направлении . Сейчас она появилась и показывает достаточно серьезные темпы развития. Вот коллеги посчитали недавно, что в прошлом году объем венчурных сделок составил 60 миллионов долларов. Это очень серьезный показатель для нашей страны. Более того, индустрия развивается, количество участников растет, причем как на уровне венчурных фондов, так и частных инвесторов (бизнес-ангелов)

– Влияют ли стартапы в целом на государство?

IT Стартапы помимо того, что в качестве юридических лиц оплачивают налоги и положительно влияют на занятость, способствуют цифровизации различных секторов экономики, что усиливает экономический потенциал снимая большое количество т.н. транзакционных издержек. Поэтому роль стартапов для экономики и в целом для государства очень большая.

– Если сейчас в целом говорить про ситуацию в нашей стране, сейчас по всему Казахстану происходят паводки. И я бы хотела узнать, какой вообще экономический ущерб могут за собой повлечь паводки в Казахстане, по вашему мнению?

– Экономический ущерб еще предстоит подсчитать. В первую очередь, нам еще предстоит узнать, как это повлияет на цены на продовольствие. Уже известно, что потери существуют по домашнему скоту. Количество растет. В преддверии посевной ситуация в ключевых зерносеющих регионах также не способствует пониманию. Полагаю, что объемы по зерновым в этом году будут меньше, что повлияет в конечном итоге на продовольственные цены внутри страны. Понимая, что экспорт зерна является одной статей поступлений в бюджет, следует учитывать негативный эффект от паводков и здесь.

Если говорить про людей пострадавших от паводков, тех кто потерял движимое и недвижимое имущество, насколько мне известно, государством выделяются серьезные средства на возмещение ущерба. Это опять-таки нагрузка на бюджет.

– А вот какие шаги экономические, возможно, должно предпринять правительство нашего государства, чтобы минимизировать эти все последствия?

Как я уже сказал, что уже шаги предприняты, достаточно оперативно это было сделано. Во-первых, сделать все для того, чтобы в будущем такие ситуации  не случались. Это не только с т.з. экономики, но и с т.з. жизни людей пострадавших от паводков. Необходимо не только перестраивать гидротехническую инфраструктуру, но и работать над системой предупреждения чрезвычайных ситуаций. Второе, что необходимо сделать это нужно наращивать человеческий потенциал, работать на будущий потенциал страны.

Ляйля Себаева, студентка 2 курса Astana IT University

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -