Живая реальность традиций

949



В Государственном музее искусств РК им. Кастеева состоялся вернисаж выставки «Один пояс – один путь. Живопись Чжан Биюнь». В экспозиции представлено 76 произведений, созданных известной китайской художницей преимущественно в текущем году.

Алматинские любители живописи уже знакомы с искусством Чжан Биюнь. Ее предыдущая выставка проходила в ГМИ им. Кастеева в феврале 2018 года. Художница удивила свободным владением двумя совершенно разными школами живописи – традиционной китайской и академической европейской. В ее творчестве они уживаются парадоксальным образом. Получив художественное образование в своем родном Ханчжоу (пров. Чжэцзян), Чжан Биюнь в течение шести лет занималась живописью во Львовской и Киевской национальных академиях искусств Украины. 

Выставка «Один пояс – один путь…» скомпонована из произведений, сделанных в духе современной интерпретации традиционной китайской живописи. Есть здесь и три листа, подаренных Чжан Биюнь музею в прошлом году. (Принадлежность этих произведений ГМИ никак не отмечена на этикетках. – Прим. авт.)

Обширное пространство заполнили изящные моно- и полихромные композиции с плодами, цветами и растениями, выполненные тушью, минеральными и растительными красками на рисовой бумаге. Героями произведений стали бамбук, сливы, груши, пионы и нарциссы в разных сочетаниях. Присутствуют и экзотические мэйхуа, локва, ягоды джи. 

На каждом листе обязательна личная печать, каллиграфия с именем автора, вполне уместны и поэтические строки. Живопись, текст и личная печать гармонично связаны и придают композициям неповторимые национальные черты. Исключение составляют шесть небольших работ, выполненных маслом в европейской технике, но на темы китайской мифологии. Они сгруппированы в своеобразные триптихи. 

Чжан Биюнь работает быстро и сосредоточенно. Свои композиции она создает за один сеанс, без поправок. Порой в течение дня появляется несколько законченных работ. Занятия живописью Чжан Биюнь сравнила с кун-фу и медитацией: «Китайский художник работает стоя. Взяв в руки кисть, он задерживает дыхание и начинает дышать с первым прикосновением кисти к бумаге. Когда рисуешь, душа отдыхает. Поэтому китайские художники живут долго, нередко больше 90 лет. Они занимаются живописью ежедневно в течение всей жизни. Я также стараюсь работать ежедневно, утром и вечером».

Чжан Биюнь начала увлекаться живописью с 11 лет. Сначала она вдохновлялась каллиграфиями своей мамы, а первым педагогом стал Хэ Шуифа, признанный мастер традиционной китайской живописи гохуа. Его подборка каллиграфий отдельной экспозицией включена в выставку Чжан Биюнь. Листы Хэ Шуифа наполнены вереницей иероглифов, нанесенных черной тушью на белый фон. К сожалению, его каллиграфии абсолютно непонятны алматинскому зрителю. Они представлены без перевода и даже краткого изложения. По объяснениям Чжан Биюнь, это народная мудрость, стихи и философские изречения знаменитых авторов эпохи Тан, собственные поэтические строки. 

На изображении может находиться: растение и цветок

Также в ГМИ состоялась встреча Чжан Биюнь со своими почитателями. Она вылилась в непрерывное трехчасовое общение в свободной форме. Большую часть времени художница создавала композиции со своими любимыми мотивами. На глазах многочисленных зрителей появлялись дышащие жизнью диковинные растения, а на отдельных листах - каллиграфические автографы Чжан Биюнь. В конференц-зале ГМИ родилось около двух десятков новых произведений. Почти все эти листы, отмеченные авторской нефритовой печатью, были щедро розданы присутствующим. Вашему корреспонденту досталось монохромное тондо с ветками бамбука.

Чжан Биюнь преподает живопись в Колледже дизайна и искусств Чжэцзянского технологического университета в Ханчжоу, активно проводит персональные выставки на родине и за рубежом. Ее работы находятся в коллекциях многих музеев мира и престижных частных собраниях. Выставка в ГМИ продлится до конца августа. 

Параллельно в Бишкеке, в Музее изобразительных искусств им. Айтиева 15 августа открывается еще одна выставка Чжан Биюнь. Название выставки в Кыргызстане не отличается оригинальностью. Как и в Алматы, это также «Один пояс – один путь. Живопись Чжан Биюнь».

«Один пояс – один путь» – это государственный мегапроект, энергично продвигаемый Китаем с 2013 года с целью усиления своего экономического и политического доминирования в Евразии. Для пропаганды своих идей китайское руководство использует любые возможности, в том числе и художественные выставки.


Вадим КРАВЦОВ, Алматы, фото автора

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -